«Как можно было отказать Господу?!»

Священник Глеб Грозовский знает, как создать «самый надежный фундамент» человеческого общества

 

Священник Глеб Грозовский знает, как создать «самый надежный фундамент» человеческого обществаЕго отец сравнивал жизнь человека с движением в поезде, он говорил, что важно сесть в нужный поезд и ехать в правильном направлении. Для того чтобы ехать «в правильном направлении», Виктор Грозовский однажды на полном ходу и перескочил из одного «поезда» в другой. Хотя к тому времени уже успел послужить на прославленной сцене Александринского театра, поработать режиссером на телевидении. Спустя десятилетия старший из сыновей протоиерея Виктора Грозовского поступил так же. По окончании Университета физической культуры и спорта имени П.Ф. Лесгафта Глеб по собственному желанию пошел учиться в Духовную семинарию. Теперь отец Глеб – иерей, клирик Софийского собора Царского Села.

– Батюшка, давайте начнем нашу беседу с разговора об острове Коневец, где мы с вами этим летом познакомились. Мы прибыли туда в рамках пресс-тура, организованного Коневским Рождество-Богородичным монастырем совместно с информационным агентством «Росбалт», а вы там были начальником смены в детском лагере… Кстати, как лагерь официально называется?

– Детский оздоровительный православный лагерь Царскосельского благочиния.

– В лагерь может попасть любой ребенок? Или только дети прихожан Софийского собора?

– Абсолютно любой. В мою смену, правда, многие не попали – слишком много было желающих, а взять мы могли только тридцать детей. Некоторые едут не по одному разу. Я не знаю детей, которым бы там не нравилось. Я спрашивал и одну из своих дочек – она была и на Коневце, и в светском лагере: «Где лучше?» По причине своей смекалки она сказала, что понравилось и там, и там. Но то, что детский лагерь на о. Коневец ей понравился, – это однозначно.

– Когда вы сами первый раз оказались на Коневце с воспитательной миссией?

– Первый заезд детей состоялся в 2005-м. Я появился годом позже. Мой настоятель, отец Геннадий Зверев, направил меня на две недели начальником смены. Лагерь еще был палаточный. Мы жили по установленному распорядку, по которому – столько лет прошло! – живем до сих пор, с незначительными корректировками. Дети все так же помогают повару готовить, накрывают на столы, убирают, приводят в порядок территорию лагеря. Много чего делают такого, чем не занимаются дома. Это, конечно, меняет их в лучшую сторону. Вернувшись в Питер, только и разговоров: «Там такая красота! Там такая тишина!» А в городе – телевизор, мобильные телефоны, автомобили, скорости, суета.

– Зачем современной церкви надо детьми заниматься? Это что, требование времени? Или продолжение традиций?

– Церковь всегда занималась детьми. До революции при храмах и при монастырях, как вы знаете, были и сиротские дома, и богадельни. Только в годы советской власти мы («мы» – это церковь) не могли для детей что-либо делать, потому что были вне закона. Как только на рубеже 1990-х появилась возможность не только строить и восстанавливать храмы, но и идти в больницы, в детские дома, в приюты, в тюрьмы, – мы не могли не пойти.

– Многие сейчас отмечают, что с беспризорностью, возникшей в годы революции и гражданской войны, было покончено, пусть и волевыми усилиями, очень быстро. Сейчас эта проблема оказалась растянутой на десятилетия. Может быть, именно поэтому церковь и уделяет столько внимания детям? Пытаетесь помогать государству решить эту проблему как можно скорее?

– Конечно, мы помогаем государству. Но в первую очередь мы помогаем человеку. В благих начинаниях церковь помогает любому государству и любому человеку. Человеку любого вероисповедания, любой национальности. Мы помогаем человечеству. Может быть, это и звучит слишком пафосно, но это на самом деле так.

– Вы хотите сказать, что вас не интересует вероисповедание ребенка, которому вы приходите на помощь?

– Нас интересует ребенок.

– Но потом-то перед ним встанет выбор: креститься или не креститься? А вдруг он захочет…

– …принять мусульманство?

– Да.

– Это его выбор. Я не могу его заставить любить Бога Иисуса Христа. Только с добровольного согласия самого человека Дух Святой может открыть человеку Христа.

– А случалось, что принимали мусульманство?

– Мне известны обратные примеры. В детском туберкулезном санатории буквально два дня назад одна девочка спрашивает: «Можно мне принять крещение?» – «Конечно, можно». – «А ничего, что я мусульманка?» Христианство – это религия для всего мира, для любого человека. Христианство не насаждает свою веру крестом и мечом. Христианство – это та вера, которая человеку дает все, не требуя взамен ничего. Я помогаю этой мусульманке не в надежде, что она примет православие. Примет – слава Богу! Не примет – это ее выбор. Лично я счастлив в православии. А если человек счастлив в другой вере?.. Я знаю людей, которые прошли через разные веры, даже через кришнаизм, и пришли к православию.

– Как вы думаете почему?

– Православие дает человеку возможность очиститься от грехов и соединиться с Богом уже здесь, на земле. Ни в одной религии подобное невозможно. Великий святой Макарий говорил: «Я грешнее всех…» Чтобы так говорить, надо видеть в себе несовершенство, видеть в себе грех. Если на мне белая рубашка, а на ней темное пятно, в темной комнате я его не замечу. Чем ближе я к свету, тем лучше это пятно видно.

– Батюшка, среди священнослужителей существует, выражаясь светским языком, какая-то специализация? Один, предположим, занимается детьми-сиротами, другой – осужденными, третий – больницами…

– Выражаясь светским языком, моя специализация: дети и молодежь. Условно от ноля и до 35 лет. Началось все с Университета имени Лесгафта, где на кафедре социальной педагогики мне предложили ходить к детям в дома ребенка, в частности в тот, что у Львиного мостика. Потом я приобщил к этому делу других студентов нашего университета, потом привлек иностранных – тех, что приезжали обучаться русскому языку. (Они до сих пор помогают.) Потом – студентов института Генеральной прокуратуры. Потом – студентов семинарии. Образовалась некая сеть. Мы ездили в хосписы, тюрьмы, выступали с концертами, играли в футбол, беседовали. Во время учебы в семинарии я даже предлагал, чтобы эта деятельность засчитывалась как практика, как пастырское служение. Если проанализировать эти 11 лет, то получается, что Господь избрал меня для такого служения, он меня и подвел к этому – помогать детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей… Уже разработана программа: «Формирование у молодежи духовно-нравственных ценностей». Есть статья: «Взаимодействие семьи и церкви в духовном воспитании детей», другие наработки. Все это можно найти в интернете: http://azbyka.ru/grozovsky

– Вы не единственный в вашей семье священнослужитель?

– Пока нас трое, четвертый на подходе.

– Когда вы поняли, что станете священником?

- Когда Господь призвал. После школы я поступил в Университет физкультуры и спорта – хотел стать тренером, работать с детьми. Я же играл в футбол – десять лет отзанимался в «Зените». Я бы засмеялся в лицо тому, кто мне сказал бы: будешь священником! «Какой еще священник?! Что за глупости?» И когда мой средний брат Андрей пошел в семинарию, я не понимал: как же так, хотел быть юристом?! Человек с предпринимательской жилкой, и вдруг – раз! – поступает учиться в семинарию. Ко времени окончания университета я понимал, что если буду служителем Божиим, то у меня будет больше возможности помогать детям.

– Вы выросли в многодетной семье…

– Да, у моего отца – девять детей.

– Скажите: у многодетной семьи есть какие-то преимущества?

- Одно дело, когда тебя любят папа с мамой, а другое, когда еще и братья, и сестры. И ты можешь поделиться любовью с ними со всеми, а не только с родителями.

– Но ведь между детьми не только любовь, но и противоречия бывают. Даже если это семья священнослужителя.

– Все как в обычных семьях. Но у нас вечером была молитва, во время которой мы мирились и целовались.

– Целовались, даже если днем подрались?

– Конечно. Вечером все друг у друга просили прощения. На ночь глядя все конфликты снимались. Как в Священном Писании сказано? «Солнце не зайдет во гневе вашем». Мало того, мы еще друг друга просили: «Помолитесь за меня, у меня завтра – контрольная!» А возвращаешься из школы, каждый интересуется: «Ну, как?» Не зря ли он молился. Преимущество большой семьи не в материальном достатке, а в той большой любви, которую ты можешь отдать и получить: все мы призваны любить и быть любимыми.

– У вас у самого уже четверо детей. И двое из них, насколько нам известно, приемные.

– Серафиму четыре года, Софии – четыре месяца. Когда Таня, моя жена, была ею беременна, мы взяли в семью двоих сестричек: Анастасию двенадцати лет и девятилетнюю Елену.

– Простите, если вопрос покажется некорректным. Когда Бог дает своих детей, почему вы решили взять приемных?

– Действительно – почему, если у тебя есть возможность своих плодить, давать воспитание и образование? Это все логическое продолжение того, что началось некогда в университете, а продолжилось в Духовной семинарии, где я дипломную работу писал на тему: «Пасторско-педагогическая деятельность священнослужителей в детских домах и приютах». Написанное и сказанное вылилось в практические действия.

Отмотаем мысленно время на те же 11 лет назад и окажемся в той точке, c которой все началось: с призыва Бога помогать детям. Если Господь тебя призывает, как ты можешь отказать Господу?! Иначе я не могу ответить на ваш вопрос. Когда я вижу детей-сирот, их глаза, их надежды… Каждый из них мечтает быть в семье. Не поверите, но маму с папой (алкоголиков) они любят больше, чем детский дом. Я, случается, думаю: «Как же так?! Столько обездоленных детей! Я бы всех их взял к себе». Но понимаю, что это нереально. Моя мама говорит: «Самое главное, чтобы любви на всех хватило». Дети же, как цветочки, к солнышку тянутся. Они все хотят любви. А ведь даже в нормальных семьях часто детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы. Можно завалить ребенка игрушками, будет он сидеть заваленный этими игрушками – и что?!.

– Но ведь детей нужно и накормить, и одеть, и воспитать…

– Любимая поговорка нашей мамы: «Бог даст роток, так даст и кусок». Господь не оставит, он поможет.

– Как уживаются родной сын и приемные дочери?

– Серафим все воспринял как должное. Мы в него вложили столько любви, что у него нет повода ревновать.

– Традиция вечерних «всепрощений» существует и в вашей с Татьяной семье?

– Да. И это так здорово! «Господи, благодарим тебя за прожитый день, прости наши грехи, помоги нам быть добрыми, терпеливыми друг к другу…» Затем – поцелуй на ночь, обнимание, благословение и счастливые улыбки.

– Вам, наверное, хочется, чтобы такая традиция была и в других семьях?

– Да, да. Бог есть любовь! Это был бы такой крепкий фундамент для любой семьи! Любовь – самый надежный фундамент в обществе! Любой психолог и педагог поддержит, я думаю.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.