«Настоящий «петербургский текст» спасает от безумия жизни»

В этом году фестиваль «Петербургский текст» назвали «Петербургские мемуары. Факты и мифы»

В этом году фестиваль «Петербургский текст»  назвали «Петербургские мемуары. Факты и мифы».

Впервые его открытие состоялось в Музее современного искусства «Эрарта» на выставке картин «Аберрация памяти». Мифологизация, переосмысление прошлого отразились не только в дискуссиях, но и в визуальных образах, создававших особое петербургское настроение. Гостями фестиваля впервые стали москвичи «по прописке, но не по духу»: поэт Александр Городницкий и писатель Дмитрий Быков. 

Городницкий посвятил родному городу песню, в которой есть такие строки: «Здесь следил я, как ранняя осень // гонит желтые листья в моря. // Здесь осталась на Мойке, 108, // разоренная школа моя». Путешествие по адресам юности поэта зрители увидели в его фильме «Атланты держат небо».

Дмитрий Быков начинал в Ленинграде свою литературную деятельность – именно в нашем городе его заметили писатели Александр Житинский и Валерий Попов. «Это город, построенный трудоголиком для трудоголиков. Здесь все располагает к мысли, к ясности», – признался Быков. Полемически заострил тему фестиваля Андрей Битов. По его мнению, никаких мемуаров о Петербурге быть не может, поскольку истинных петербуржцев в городе почти не осталось. Но писатель уверен: «Настоящий петербургский текст побеждает даже мертвое пространство и спасает от безумия жизни».

Устроители фестиваля предложили участникам мысленно перенестись в давно потерянный город, где жили Ольга Берггольц, Иосиф Бродский. Был придуман оригинальный ход: поэтические заседания проводились в трамваях начала XX века, ставших героями литературных произведений, например «Заблудившегося трамвая» Гумилева.

Театральный художник Эдуард Кочергин провел автобусно-пешеходную экскурсию по питерскому дну середины ХХ века с  рассказами о его экзотических обитателях: нищих, проститутках, малолетней шпане – персонажах его книги «Ангелова кукла».

Были показаны очередные серии киносериала «Играем Гоголя», где писатели пародировали вечный страх русского человека перед властью. Лауреатов премии имени Гоголя объявлял создатель награды, председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. В номинации «Вий» за лучший фантастический текст победил прозаик Владимир Шпаков с романом «Игры на поле Ватерлоо». «Гоголь подстерегает нас на каждом шагу», – заметил писатель, успевший потерять номерок от гардероба. В номинации «Шинель» за произведение, относящееся к художественной прозе, премии удостоился известный писатель и драматург Борис Голлер за роман «Возвращение в Михайловское». В этом году событиями в современной литературе жюри признало две поэтические книги: «Смоковницу» Сергея Стратановского и «Ладейный эндшпиль» Владимира Гандельсмана.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.