Почему самый западный пролив России остается безымянным
В Балтийске не утихают страсти вокруг названия судоходного пролива, обеспечивающего Калининграду выход в Балтийское море
В Балтийске не утихают страсти вокруг названия судоходного пролива, обеспечивающего Калининграду выход в Балтийское море. Небольшой участок фарватера, в длину не превышающий полутора миль, официально является самым западным проливом нашей страны, но в отличие от своих собратьев на карте не имеет никакого официального имени. Скоро проливу исполнится 500 лет. Приближение юбилея обострило горячие споры по возможным вариантам названий.
Согласно тевтонским летописям, ровно 500 лет тому назад небывалый по силе недельный шторм размыл дюны полуострова Земландия, соединив Балтику с некогда пресным заливом.
– Отделившуюся в 1510 году часть полуострова, по сути – косу, местные жители прозвали Фрише-Нерунг, – поведал историю географического новообразования кандидат исторических наук Сергей Якимов, – пролив же, разъединивший косу и населенный пункт, которому суждено стать Пиллау, назвали Фриш Гафф.
После войны, когда часть Восточной Пруссии отошла к СССР и стала называться Калининградской областью, практически все прежние названия были заменены новыми. Пиллау стал Балтийском, соседний городок Фришхаузен – Приморском, а узкая полоска суши, соединенная с Польшей Фрише-Нерунг, получила неоригинальное название – Балтийская коса.
Топонимической ревизии подверглись реки, каналы, заливы, даже пруды и озера, однако в послевоенной суете переименований о проливе Фриш Гафф попросту забыли. То есть старого названия лишили, а вот нового – так и не присвоили.
– Проложенный самой Балтикой фарватер, образованный 500 лет назад, и тогда исполнял достаточно важную функцию в экономике Восточной Пруссии, – рассказал корреспонденту «НВ» начальник музея Балтийского флота Фаниль Валитов. – Практически вся торговля велась по этому руслу. Поэтому на берегах пролива были созданы оборонительные редуты. В дальнейшем основана крепость Пиллау. Пролив обеспечивал не только связь Балтики с Кенигсбергом, но и, учитывая, что в смежный залив впадала Висла (позже ее русло искусственно перенесли), играл немалую роль для соседней Польши. А вот по какому-то роковому невезению в советские времена он остался безымянным. Жители города его именуют по привычке Балтийским проливом, но ни на одной карте, ни в одном официальном документе у этого протока нет названия.
Вопрос об исправлении исторической несправедливости возникал в Балтийске регулярно еще в советские времена. И так же регулярно обращения неравнодушных граждан не находили поддержки в местных властных кабинетах.
– Для нас, для моряков, такое положение дел не считается нормальным, – поделился своими впечатлениями старший офицер запаса Сергей Свиридов. – Границы пролива определены по суше памятником императрице Елизавете Петровне со стороны моря и монументом Петра I со стороны залива. А вот названия до сих пор нет. Сам посыл улавливаете, выходим в поход через безымянный пролив?
В канун 500-летия ветераны флота в очередной раз решили заступиться за до боли знакомый фарватер. Однако обилие предложений по наречению водного протока вызвало спор уже среди бывалых морских волков.
– Кто-то предлагает назвать Западно-Русским, – перечисляет Сергей Свиридов. – Другие – проливом Ожидания и Надежды, третьи – Андреевским, в честь нашего флага. В общем, все за наименование, но пока идут жаркие споры и консенсуса не найдено.
– При наречении уместно вспомнить и красивую традицию, связанную с этим фарватером, – предлагает капитан 2-го ранга запаса, а ныне владелец местной туристической фирмы Валерий Колокольцев. – Легенда гласит: в прошлые века влюбленные, сочетавшиеся браком, на заре бросали в пролив ветку сосны. Если ее прибивало к берегу, то первой в семье рождалась дочь. А если уносило на середину, то первенцем в молодой семье следовало ждать сына. Красивая, добрая легенда, – может, как-то учесть это поверье в нашем нешуточном споре?
В администрации Балтийского района к вероятной инициативе ветеранов относятся с пониманием.
– Мы за любую разумную идею, – заверила «НВ» глава администрации района Татьяна Бондарчук. – Главное, чтобы она была не только креативной, но и объединяющей наших жителей. Поэтому сразу же предложили энтузиастам: определитесь, и мы обязательно поддержим любое позитивное название. Сразу же напишем ходатайство в топонимическую комиссию. Тем более что наречение пролива не несет серьезных материальных затрат для бюджета. Карты – не паспорта с пропиской, они меняются со временем.