Мы возвращаемся во Вьетнам

Почему поездку президента России в Ханой можно назвать «визитом года»

Почему поездку президента России в Ханой можно назвать «визитом года»

Российский президент проводит в год несколько десятков встреч на высшем уровне. Но именно визит Дмитрия Медведева во Вьетнам я бы назвал «визитом года».

Отчасти эта оценка субъективна, потому что автор этих строк испытывает глубочайшее уважение и даже любовь к Вьетнаму. Мне довелось бывать и в США, и во многих европейских странах, так что есть с чем сравнивать. За 30 с небольшим лет после войны с мощнейшей державой мира – США создать такую страну, как нынешний Вьетнам, могли бы немногие. И дело тут даже не в экономической модели – это не Запад, где все основано на рыночных механизмах и стимулах. Дело в менталитете: именно он в азиатских экономиках играет главенствующую роль. Вьетнам, выигравший при поддержке СССР, казалось бы, безнадежную войну, затем пережил глубокое разочарование сначала в Китае, который из союзника стал на время врагом, потом в СССР – России, которые бросили его на произвол судьбы. Сейчас Вьетнам рассчитывает только на себя и живет для себя.

Если в Нью-Йорке и Шанхае небоскребы строятся немного напоказ (вот, мол, какие богатые корпорации у нас есть!), то вьетнамцы все это строят исключительно для своего удобства. И ультрасовременные новостройки Ханоя и Хошимина (все по-старому называют его Сайгоном) идеально вписаны в городскую среду и ландшафт. На внутренних авиалиниях летают такие же новенькие «Боинги», как на линии Хошимин – Москва. А сервис на внутренних линиях едва ли не выше, чем на международных. Причем они обслуживают не элиту – потому что элиты как таковой там нет. Чиновники и деловые люди там скромны и, судя по всему, действительно едины с народом. Две сотни долларовых миллионеров страны являются членами Коммунистической партии и пашут наравне с простыми крестьянами, покупая для своих предприятий технику, оборудование…

Нас возили на строящуюся электростанцию Уонг Би, часть оборудования для которой поставляли наши питерские «Силовые машины». Пока ехали, в автобусе некоторые иронизировали: сколько тысяч вьетнамцев с корзинами на коромыслах мы там увидим? Оказалось – ни одного. Стройка была забита самой современной японской и корейской строительной техникой. И то сказать: за последние 20 лет в России построены три новые электростанции, две из которых были заложены еще в советское время. А во Вьетнаме в это время строилось и модернизировалось семь крупных станций. Теперь вот и АЭС они у нас заказали. А причина в том, что население в массовом порядке закупает кондиционеры – и страна обеспечивает своим гражданам электричество.

Откуда деньги? Во-первых, это кредиты по линии организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, которые Вьетнам не только берет, но и аккуратно погашает, во-вторых – от всеобщего трудолюбия и умелого хозяйствования. Наши спецы с «Силовых машин» признавались, что получить заказы у Вьетнама безумно тяжело. Вьетнамские товарищи тщательно выбирают все самое лучшее, что есть в мире, – и только новое, но не переплачивают за это ни вонга. Никаких скидок в память прежней дружбы, но и никаких обид: Вьетнам выбирает то, что нужно Вьетнаму.

Да, страна небогата – заработок в фирмах от 40 до 200 долларов, а масса людей живут только «с рынка» – мастерская в каждом доме. Но с учетом цен на эти деньги там можно жить, как у нас на 25 тысяч. Скутеры – пассажирские или с кузовом для грузов – есть почти в каждой семье (это основное транспортное средство), но много и новеньких японских «тойот». Вдоль трассы Сайгон – Ханой еще немало старых деревень. Но рядом с ними, буквально через каждые 10–20 километров, растут коттеджные поселки.

В отличие от более богатой Индии (да и от США), в городах и поселках Вьетнама не встретишь не то что нищих, но даже бедно выглядящих людей. И не потому, что бедность там «запрещена», как в Северной Корее. Напротив, в космополитичном Сайгоне, где осталось еще много французской колониальной архитектуры, чувствуешь себя психологически свободно и комфортно, как у себя дома. Русские за этой атмосферой духовной свободы и спокойствия ездят в индийский Гоа, но там – нищета на каждом шагу. А вот вьетнамцы – это, по сути, один большой средний класс. Этим они отличаются от того же Китая, что и подчеркивают в разговорах:

– У нас не китайская, а вьетнамская модель.

Дело, повторим, не в экономических механизмах, «выравнивающих» доходы бедных и богатых, – налоговая система Вьетнама достаточно либеральна. Дело именно в менталитете, заставляющем состоятельных граждан тратить богатство не на роскошь, а вкладывать деньги в новые проекты (ну и отчасти – в партийной сознательности, в верности моральным заветам товарищей Ленина и Хо Ши Мина). Поэтому ВВП страны растет на 6–7 процентов в год (в прошлом году в связи с кризисом – всего на 5,2 процента). И растет отнюдь не от нуля. Позволить себе купить АЭС может далеко не каждая даже европейская страна. Связывать многокилометровыми мостами с материком острова в заливе Ха Логн – чтобы в этих сказочно красивых местах можно было строить новое жилье и отели – тоже не каждый может себе позволить (нам бы хоть пару таких мостов через Неву построить).

Так почему именно вьетнамский визит президента Дмитрия Медведева можно считать «визитом года»? Договоренность о новой АЭС – хороший результат, но все остальное, о чем шла речь – о возможных поставках наших самолетов, автомобилей, – пока под вопросом. Однако значимость этой поездки не исчерпывается экономикой. Возобновление сотрудничества с Вьетнамом позволит нам иначе взглянуть на мир.

Россияне достаточно хорошо изучили Западную Европу и США, многое постарались оттуда скопировать – и не все удачно. Сугубый прагматизм Запада, основанный на стремлении к прибыли, нам подходит, скажем так, не на все 100 процентов, что и показали минувшие 20 лет. Но мир – это не только западная культура и экономика. Нынешняя культурная высокоразвитая Великобритания стала таковой во многом потому, что многое заимствовала из духовной культуры Индии. Как пишут английские писатели, до завоевания Индии англичане были нацией вульгарных грубиянов. Франция тоже немало позаимствовала у колониального Вьетнама. Вообще, все западные страны своим опытом и развитием во многом обязаны бывшим азиатским колониям.

России тоже не помешает, если она воспримет часть великой азиатской культуры и менталитета, в том числе с помощью европеизированного социалистического рыночного Вьетнама. Это отнюдь не та бедная воюющая страна, какой ее помнит старшее поколение, но и не амбициозный Китай, не американизированная Япония, не кастовая Индия. Это успешно развивающаяся страна, в которой во многом достигнута гармония материального и духовного, принципов социализма и законов рынка, труда и капитала. То есть того, чего за деньги не купишь, но можешь получить бесплатно – было бы желание. Отчасти этот наш интерес подтверждается вьетнамскими выступлениями Дмитрия Медведева, который, как было видно, чувствовал себя во Вьетнаме совершенно комфортно и «раздал улыбок» больше, чем за все европейские визиты, вместе взятые.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.