В «Норд Стрим» хорошая погода

Концерн, ведущий строительство газопровода «Северный поток», получил в Германии премию. Этот успех некоторые приписывают установившейся в Европе благоприятной погоде

Концерн, ведущий строительство газопровода «Северный поток», получил в Германии премию. Этот успех некоторые приписывают установившейся в Европе благоприятной погоде

В рамках 27-го Немецкого конгресса логистики главную премию получил «Северный поток», основным акционером которого является российский концерн «Газпром». Можно без преувеличения сказать, что это событие для России сопоставимо по масштабам с возможным выигрышем нашей футбольной сборной чемпионата Европы. До сих пор ни одно предприятие с преимущественно российским капиталом не удостаивалось на Западе золотой медали за предельно четкую и безупречную организацию рационального продвижения продукции от производителя к потребителю. Именно так расшифровывается короткое и емкое понятие «логистика».

Председатель жюри, Ханс-Олаф Хенкель, оглашая имя лауреата-2010, говорил о деятельности концерна Nord Stream в превосходных тонах. По его словам, за все время прокладки трубопровода концерн «действовал безупречно, не допустил ни одной ошибки и ни одной приостановки монтажа». Между тем присуждение знаковой премии россиянам – которое еще накануне 27-го Немецкого конгресса логистики рассматривалось большинством экспертов как «маловероятное» – получило одобрение и правительства ФРГ. В частности, глава министерства транспорта, строительства и регионального развития Германии Фолькер Шлотманн приветствовал присуждение премии именно российскому детищу, сообщив, что воплощение «Северного потока» в жизнь полностью отвечает интересам его страны.

Эту в целом позитивную, но сдержанную оценку стоит расшифровать. Например, строительство Североевропейского газопровода идет на пользу инфраструктуре немецких городов, задействованных в проекте. Так, один только Засниц-Мукран, крупнейший в Германии и единственный в Европе железнодорожный паромный порт, обладающий ширококолейными рельсовыми путями российского стандарта, получил на развитие инфраструктуры 40 миллионов евро. Ныне пресса Германии много пишет об успехах россиян и о пользе немецко-российского экономического сотрудничества в деле освоения природных богатств. В частности, журналисты и аналитики не обошли вниманием завершение строительства первого, немецкого участка «Северного потока» и тот факт, что сейчас возведение газопровода ведется уже во всех пяти странах (Россия, Финляндия, Германия, Швеция, Дания), через территориальные воды которых ему суждено пройти.

Любопытный момент: мои зарубежные коллеги, точно называя стоимость газопровода (8 миллиардов евро), протяженность труб (1200 километров) и объем газа, который с его помощью можно будет поставлять из России в ЕС (55 миллиардов кубометров), часто путают число европейских домов, которые сможет обогреть русский газ. То есть снижают его в тысячу (!) раз. Что ж, специально для «потерявших три нуля» уточняю: «Северный поток», первый газ по которому пойдет уже в 2011-м, ворвется в 26 миллионов – а не тысяч! – домов Европы.

Впрочем, не стоит особо удивляться ни «досадным ошибкам корректоров» в некоторых западных изданиях, вычеркивающих, на их взгляд, «три лишних нуля». Ни оценкам некоторых «видных экспертов», относящих невиданную скорость прокладки трубопровода не на счет безупречно отлаженной работы предприятия, а на счет «невиданно хорошей погоды». Если обратиться к истории, то нетрудно припомнить: и прежде практически все великие начинания россиян списывались недоброжелателями на фактор под названием «повезло».

Нет ничего удивительного в том, что противники грандиозного Североевропейского проекта по-прежнему надеются на «ухудшение погоды» – если и не во всех пяти странах, через воды которых пронесется драгоценный «поток», то как минимум в некоторых из них. В частности, определенные силы в столице ЕС – Брюсселе – рассчитывают на проведение дополнительных экспертиз на предмет соответствия участию в проекте «одиночек» (в особенности Польши, Германии, Франции, Италии) общеевропейской политики в области энергетической безопасности. В настоящий момент наши источники в бельгийской столице сообщают, что «вопрос о действиях отдельных членов – государств ЕС, противоречащих европейской Энергетической хартии Евросоюза, будет, по всей видимости, подниматься на уровне Евросоюза еще не раз». Тем отрадней отметить, что простым немцам, с которыми мне довелось беседовать в эти дни и которые отнюдь не всегда знают, что скрывается за термином «диверсификация поставок энергоносителей», куда важнее таких «разборок на высшем уровне» бесперебойное и доступное по цене тепло в их домах. Думается, к ним в конце концов прислушается даже Брюссель.

А пока с сожалением приходится констатировать: существует делократия (осуществляемая на практике десятками тысяч тружеников, торящих для «Потока» путь) и «демократия» в кавычках, специализирующаяся на словесной и юридической эквилибристике и по-прежнему чающая поставить крест на Nord Stream. К последней относятся прежде всего крупнейшая финская экологическая организация SLL и три примкнувшие к ней эстонские природоохранные команды, апеллирующие против «Северного потока» в Высшем административном суде Финляндии. Что ж, по-видимому, совместная финско-эстонская жалоба будет принята к рассмотрению этим органом. Во всяком случае, представитель суда Теуво Аролайнен не видит «юридических оснований не принимать такой иск». Более того, европейская юридическая казуистика позволит жалобщикам настаивать на так называемом «предпочтительном порядке рассмотрения» их иска. То есть – на ускоренном, что, по мнению недругов Nord Stream, позволит «если и не остановить, то по крайней мере заморозить».

Впрочем, думается, «идущему каравану» не стоит опасаться сами знаете чего. Ведь, во-первых, незадолго до обращения к Высшему суду Финляндии эти оппоненты «Северного потока» уже успели потерпеть неудачу на региональном уровне. А во-вторых, даже в случае рассмотрения их иска в «предпочтительном порядке» решение по нему – согласно сведениям хорошо осведомленных лиц – может быть принято «не ранее чем через 10 месяцев». То есть в августе-сентябре 2011 года. То есть – с фатальным запозданием. Ведь как раз в сентябре 2011-го должен состояться запуск первой очереди газопровода – с пропускной способностью 27,5 миллиарда «кубов» в год.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.