«Соперник видел, какая на него идет махина»
Эксперты «НВ» анализируют триумф женской сборной России на чемпионате мира в Японии
В воскресенье женская сборная России по волейболу во второй раз подряд стала чемпионом мира. Ранее подтверждать титул сильнейшей команды планеты на двух первенствах подряд удавалось всего четырем сборным: СССР (1952, 1956 и 1960), Японии (1962 и 1967), Китая (1982 и 1986) и Кубы (1994 и 1998). При этом бразильянки, которые считаются фаворитками всех чемпионатов планеты, пока ни разу не завоевали золотые медали. О том, в чем сила сборной России, отвечая на вопросы «НВ», рассуждают комментатор телеканала «Россия 2» Владимир СТЕЦКО и чемпион Европы 1991 года, победитель Кубка мира 1991 года Дмитрий ФОМИН.
– Ожидали ли вы, что Россия сможет повторить успех четырехлетней давности?
Владимир Стецко: Наша команда перед каждым крупным турниром находится в обойме претендентов как на медали, так и на победу. Но шансы сборной Бразилии все-таки расценивались чуть выше. У меня были сомнения, что сможем победить, но они стали постепенно уходить, когда я попал в команду и увидел, как девушки готовятся к матчам. Таких интенсивных тренировок, как у Владимира Кузюткина, никогда не видел. И все работали с полной самоотдачей.
Дмитрий Фомин: Я был уверен, что наши девушки поборются за медали, но не думал, что смогут стать первыми. После Олимпийских игр во многих сборных, в том числе и у нас, поменялся состав. А это всегда некий риск, и оставалось неясно, чьи перемены окажутся удачнее.
– В чем основная заслуга главного тренера Владимира Кузюткина?
В. С.: К Кузюткину, когда его назначили на пост наставника сборной, все относились с некоторой долей недоверия. Но на самом деле это специалист высочайшего класса. Представитель советской школы волейбола. Добился больших успехов на клубном уровне в Турции, где работал много лет. Возглавив сборную России, Кузюткин, во-первых, изменил тренировочный процесс. Вспомните, уходя с поста главного тренера сборной, Джованни Капрара сказал, что причины поражения россиянок лежат в области психологии, что, дескать, им не хватает трудолюбия. Владимир Иванович и его подопечные доказали, что это не так. Главное, что девушки безоговорочно поверили в тренера. Кузюткин убедил вернуться в сборную Любовь Соколову, нашел общий язык с Екатериной Гамовой, не побоялся привлечь в команду молодых волейболисток – Татьяну Кошелеву, Марию Перепелкину и других.
Д. Ф.: Заслуга Кузюткина в том, что он сплотил вокруг себя коллектив. Он сумел донести до отказывавшихся выступать в национальной команде Гамовой и Соколовой, что представлять Россию на чемпионате мира – это большая честь. Кроме того, он привил команде быструю игру, чего не смог добиться Капрара.
– Многие полагают, что чемпионат мира в одиночку выиграла Екатерина Гамова. Согласны?
В. С.: Естественно, роль Гамовой нельзя недооценивать, но волейбол держится не на одном игроке. Большой вклад в победу внесла Соколова, помогавшая партнершам за счет своего опыта. Очень здорово проявила себя Кошелева. И вообще, как правильно отмечает Кузюткин, не будь сильных запасных в команде, не сформировалась бы и та игровая шестерка, которая блестяще действовала по ходу чемпионата. К успеху причастны в том числе и те, кто ни разу не появился на площадке.
Д. Ф.: Гамова на сегодняшний день лучшая атакующая в мире. Ни в одной сборной нет такого игрока. Я допускаю и то, что в общей игре – то есть в защите, блоке – наша команда уступает многим сборным. Но есть такой игрок, как Катя. И не надо рассуждать, как бы мы играли, если бы ее не было. Она оплот команды. Было бы гораздо хуже, если бы мы, имея в составе Гамову, не смогли выиграть чемпионат мира. А так – к чему эти разговоры? Она феерически провела финальный матч.
– Чем нынешний успех отличается от триумфа в 2006 году?
В. С.: При всем уважении к той победе, в 2006-м к нашей команде не относились как к претенденту на золото. И до последнего не верили, что мы можем победить. К тому же где-то нам повезло – многие лидеры откровенно провалили турнир, а в полуфинале мы попали на не самую сильную сборную Италии. Сейчас же к нам относились как к серьезным претендентам на первое место. Каждый соперник видел, какая на него идет махина.
Д. Ф.: Только тем, что сейчас наши девушки защищали титул чемпионок мира. Сделать это, как правило, всегда сложнее, чем завоевать первый раз. Вторая победа на чемпионате мира, безусловно, придаст уверенности на других крупных турнирах.
– Почему мужская сборная, в отличие от женской, не может добиться крупных успехов?
В. С.: Разница в том, что в мужской сборной сейчас больше гламурных людей, чем в женской. Мужчины отвлекаются на посторонние дела. У многих, может быть, не звездная болезнь, но смотрят они на других свысока. В команде нет сплоченного коллектива. Чувствуется, что есть разногласия. А у женщин этого нет. И даже трудности в организации, с которыми команде приходилось сталкиваться в ходе чемпионата мира, наоборот, закаляли девчонок. Например, перед полуфинальным матчем организаторы не подали к отелю автобус – команде пришлось добираться до зала на такси. Но это ничуть не расстроило девчонок, а лишь разозлило.
Д. Ф.: Во-первых, в мужской сборной нет яркого лидера, как Гамова в женской. Во-вторых, в мужском волейболе в целом конкуренция в последнее время очень выросла. Если женщины в некоторых матчах могут расслабиться и победить на классе, то мужчины позволить себе этого не могут, проходные матчи отсутствуют. Плюс в мужской сборной существуют противоречия между игроками и тренером, которые сказываются на результате.