Удельный парк – наш Химкинский лес

Одна из крупнейших зеленых зон Петербурга нещадно уничтожается, и этот процесс набирает обороты

Одна из крупнейших зеленых зон Петербурга нещадно уничтожается, и этот процесс набирает обороты

Площадь Удельного парка, разбитого еще в 1860-х годах садовником Геккелем, только за последние три года сократилась со 151 до 112 гектаров. Из-за прорех в законодательстве и отсутствия кадастрового плана парка на месте дубов и лип растут торгово-развлекательные комплексы, дом «свидетелей Иеговы», автозаправки и другие объекты.

Но настоящая беда, которая может привести к фактической гибели парка, может наступить года через два – в соответствии с городским Генпланом, в 2012–2015 годах здесь начнут строить автодорогу, которая станет дублером Коломяжского проспекта, Выборгского шоссе и проспекта Энгельса. Защитники природы надеются, что катастрофы все-таки не произойдет, но предотвратить ее может только политическая воля и новый городской закон, который должен объявить все 105 парков усадебного типа Петербурга и его пригородов «особо охраняемыми природными территориями».

– Ни один городской парк не пострадал так, как Удельный. Нигде не отрезано так много и с таким цинизмом! – негодует депутат Законодательного собрания Константин Сухенко, который защищает парк все свои десять депутатских лет. – У парка нет кадастрового плана. Вот почему влиятельным фирмам-застройщикам удается без проблем отрезать от парка и отчуждать в частную собственность десятки гектаров земли…

К сожалению, в России нет подробного, продуманного федерального закона о парках. А вот в законе о дорогах написано, что «дорога является объектом транспортной инфраструктуры, куда входят земельные участки, а также конструктивные элементы, расположенные над и под проезжей частью». Природный же парк в действующем федеральном законодательстве фигурирует как «поверхность, покрытая деревьями», а не как сложный объект со своей инфраструктурой.

– Когда писался Градостроительный кодекс РФ, его авторы переписали с европейского опыта то, что касается застройки, а про зеленые зоны попросту «забыли», – комментирует директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. – Тот же Удельный парк, с одной стороны, является объектом культурного наследия, представляющим историческую ценность, а с другой – рекреационной зоной, куда человек приходит не только погулять, но и сходить в кафе или, простите, в туалет. Но этот туалет формально к парку не имеет никакого отношения, так как является зданием, «стоящим на отдельном участке». По закону парки являются «территорией общественного пользования», их приватизация запрещена, но любой объект, «вырезанный» из территории парка, может стать частной собственностью. Вот почему за последние годы площадь Удельного парка сократилась почти на 50 гектаров. Его дальнейшее истребление может остановить только политическая воля губернатора или новый федеральный закон.

Одним из крупных собственников в парке, например, является Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова. Центру выделено 5 гектаров «под изыскательские работы» и для прогулок сердечников, но не факт, что здесь не появится очередной торговый центр. Еще 10 заповедных гектаров Смольный хочет продать под «Город сказок», где построят сразу… восемь ресторанов.

– К сожалению, – отмечает Константин Сухенко, – у руководства города не хватает мужества остановить этот процесс и заявить: «Мы предоставим вам большую и лучшую территорию в другом месте, за счет бюджета проложим инженерные коммуникации, только пожалейте Удельный парк!» Валентина Матвиенко, впрочем, уже помогала заповеднику, не раз увеличивая его финансирование. Но с теми проблемами, которые сегодня давят на парк, главная из которых – влиятельные собственники, с истреблением заповедника справиться очень трудно. Вот мы сейчас бьемся за Химкинский лес, но в Удельном парке отдыхает гораздо больше людей, чем в этой зеленой зоне неподалеку от аэропорта Шереметьево. Однако Химкинский лес жители этого города и москвичи сделали символом борьбы за гражданское общество, а мы Удельный – нет. Создается впечатление, что я один много лет бьюсь за сохранение парка, хотя рядом не живу и в Удельном парке не гуляю.

Отмечу, что Константин Сухенко говорит все это не для саморекламы. Помню, как еще восемь лет назад после появления в Удельной новой конюшни автор этих строк опубликовал интервью с депутатом под заголовком «В Удельном парке вольготно только лошадям».

Но главная угроза для Удельного парка – не частные собственники. Она сродни химкинской – это новая автомобильная дорога. По Генплану, она будет проложена через зеленую зону в 2012–2015 годах.

– Скоростная трасса с зоной отчуждения 70 метров пройдет по приморской части парка и в сочетании с 50-метровой полосой отчуждения железной дороги, которой раньше не было, попросту убьет парк, – считает депутат Сухенко. –  В зоне отчуждения наверняка появятся бензоколонки, кафе и другие объекты дорожной инфраструктуры. В комитете по транспортно-транзитной политике, куда я обратился с просьбой пересмотреть это решение, и в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, куда переправили мой запрос, подтвердили, что дорога будет прокладываться именно через зеленую зону. Спору нет, новая трасса автомобилистам не помешает и позволит разгрузить северные районы Петербурга. Но почему бы ее не проложить в виде тоннеля или, в худшем случае, эстакады? Можно также было бы расширить одну из параллельных улиц. Я разговаривал об альтернативных вариантах на уровне профильных вице-губернаторов, но мне сказали – трасса пойдет именно по территории парка. Правда, пример Химкинского леса доказывает, что не все потеряно.

И действительно: председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов оговорился, что «в связи с недостаточностью лимитов финансирования на развитие улично-дорожной сети Петербурга работы по проектированию и строительству данного объекта не включены в адресную инвестиционную программу на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Так что время у Смольного, чтобы передумать, еще есть. Тем более что просеку под новую трассу в Удельной, в отличие от заповедного Химкинского леса, рубить еще не начали.

– Удельный парк, как и сотня его «коллег» по Петербургу и пригородам, городским законом может быть объявлен особо охраняемой территорией со статусом «природный парк усадебного типа», – считает природозащитник Александр Карпов. – Очень хочется, чтобы процессы, которые мы сейчас наблюдаем, были остановлены. И политической волей губернатора, и городским законом.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.