«Россию захлестнула табачная эпидемия»
Один из авторов антитабачной концепции депутат Госдумы Николай Герасименко уверен, что табачных бунтов у нас не будет
Борьба с курением в России начинает переходить от тактики кратковременных вылазок к широкомасштабной войсковой операции. Отмашку «войскам» дал председатель правительства Владимир Путин, подписавший национальную антитабачную концепцию. Один из ее авторов, первый заместитель Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, академик РАМН Николай Герасименко, признался «НВ», что до победы над табаком в нашей стране еще очень далеко, поскольку борцам с курением противостоят мощные «войска противника», которым ранее в России созданы едва ли не тепличные условия.
–В 2003 году была открыта к подписанию Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, – говорит Николай Федорович. – Россия стала 154-й страной, подписавшей этот документ. Произошло это в апреле 2008 года, то есть пять лет мы думали, присоединяться к конвенции или нет. Сразу после этого началась разработка национальной концепции. На это ушло около полутора лет, концепция очень внимательно обсуждалась на экспертном совете Минздравсоцразвития. За базу были взяты основные положения рамочной конвенции ВОЗ. Также в России было проведено исследование по возовской методике GATS, которое впервые показало масштабы курения в нашей стране. Каков результат? У нас курят 43,9 миллиона человек, или почти 40 процентов населения, к курильщикам относятся 60 процентов мужчин и 26 процентов женщин, на одного дымящего приходится 17 сигарет в день. Сегодня по уровню курения мы занимаем первое место в мире.
– А все говорили, что Китай, где и курильщиков намного больше, и цены на сигареты одни из самых низких в мире…
– Так в Китае какое население? Да, там курят более 300 миллионов человек. Но в процентном соотношении курильщиков только 28 процентов. В США их 20 процентов, в странах Евросоюза – около 17 процентов. Так что, как видите, по статистике Россия является абсолютным рекордсменом этого печального рейтинга. Также мы занимаем непочетное первое место по курению среди детей и подростков – у нас курение начинается в среднем с 12 лет. Ну и особенный ужас у ученых вызывает тот факт, что в России курят 40 процентов беременных женщин.
Россию захлестнула табачная эпидемия, которая обусловлена сильнейшим лобби табачных компаний. Да вы сами посмотрите! У нас по закону запрещена реклама табака на телевидении. Но ведь табачные компании продолжают гнать скрытую рекламу! Какой фильм или сериал ни возьми – практически везде положительный герой курит. Или образ красивой женщины с сигаретой. Все это рассчитано на подсознание – разумеется, напрямую никто не призывает курить. Мало того – в нашей стране табачные компании финансируют различные мероприятия, проведение кинофестивалей. Нигде в мире этого нет!
У нас созданы самые идеальные условия для процветания табачных компаний. Их прибыли в России в три раза выше, чем в Европе. У нас акциз лишь 20 процентов в цене, а прибыль табачных компаний – 48 процентов. В той же Европе соотношение акциза и прибыли – 60–70 и 18 процентов соответственно. Конечно, за такие деньги можно не только мощное лобби организовывать, но и маму родную убить! Поэтому борьба за принятие концепции была очень сложной, на всех уровнях пытались тормозить подписание, и я бы хотел отдать должное Владимиру Путину, который проявил политическую волю и лично подписал этот документ. Судите сами: Европа планирует стать полностью некурящей к 2040 году. Во всех странах Евросоюза довольно жесткое законодательство по ограничению курения. Мы же в этом отношении выглядим неким монстром, которому плевать на здоровье своих граждан. В России ежегодно от болезней, связанных с курением, умирает 400–500 тысяч человек, и в основном это люди трудоспособного возраста. Каждый второй курильщик умирает, не дожив до 60 лет. Именно поэтому мы должны ставить очень серьезные цели.
– Они прописаны в антитабачной концепции?
– Основная достаточно амбициозная задача – снизить к 2015 году потребление табака в нашей стране на 15 процентов, то есть чтобы число курильщиков сократилось с нынешних 40 процентов населения до 25 процентов. Или в «переводе с процентов» – на 15 миллионов человек. Одна из важнейших задач – сводить к нулю курение среди детей и беременных женщин. Путей здесь несколько. Первый – законодательный. В частности, мы уже подготовили новую редакцию закона «Об ограничении курения табака». Один из моментов измененного закона, в частности, касается ограничений по продаже табака, особенно несовершеннолетним. Сейчас же у нас табак сверхдоступен.
– Почему же? Гражданам до 18 лет продавать сигареты запрещено. Даже стикеры соответствующие на кассах магазинов и на витринах киосков наклеивают…
– Но ведь все равно детям сигареты продают, то есть этот механизм не работает! Значит, должны работать другие механизмы. Во-первых, ограничение мест продаж. Предлагается на первом этапе продавать табачные изделия только в магазинах и специализированных киосках, где можно будет установить веб-камеры и контролировать продажу сигарет несовершеннолетним. Далее необходимо ввести очень серьезные штрафы за нарушение правил продажи как для продавца, который продал сигареты ребенку, так и для владельца торговой точки. Повторно нарушил – забирается лицензия, как это делается во всем мире.
К сожалению, у нас продажа табака не лицензируется. Но мы сейчас готовим поправки в закон о лицензировании. Посмотрим, пройдут они или нет… Вторая мера, которую предлагает антитабачная концепция, – полный запрет рекламы табачных изделий. На первом этапе, рассчитанном до 2015 года, реклама должна остаться лишь в специализированных местах продажи табачных изделий. Следующий момент концепции – запрет на курение в общественных местах. Это касается школ, вузов, больниц, учреждений культуры, лифтов, общественного транспорта.
– Ходят слухи, что и за курение в собственной машине будут штрафовать…
– Передергивают! Мы не можем человеку запретить травить себя, это – его личное право. Если ему не жалко себя, своей семьи – кури в своем автомобиле! Но в общественном транспорте – маршрутках, такси, автобусах и так далее – водителям будет категорически запрещено курить. Курение в общественных местах, в частности на производствах, в офисах, будет разрешаться лишь в специально отведенных местах. Не на лестницах! Это должны быть отдельные непроходные помещения, оборудованные вытяжной системой. Переходный период к введению этой меры предусмотрен до 1 января 2013 года. До этого времени нужно будет разработать и принять соответствующие поправки в законодательство.
– А что концепция предусматривает в отношении учреждений общепита?
– Там, где есть два и более залов обслуживания, должны быть изолированные залы для курящих и некурящих. Владелец заведения должен будет соответственным образом подбирать персонал, то есть в курящем зале смогут работать только курящие официанты, которых не жалко (смеется). Если серьезно, сейчас это очень большая проблема. Многие официанты и бармены не курят, но вынуждены работать в залах для курящих посетителей, поэтому они все ждут этого закона. Если зал для посетителей только один, в нем курение будет запрещено.
– И что же, курящим клиентам на улицу выбегать?
– Нет, в таких заведениях должны быть организованы места для курения: отдельная комната, оборудованная по СНИПу вытяжной вентиляцией, через нее нельзя проносить пищу. На организацию этого и дается переходный период до 2013 года. Также в числе мер, предусмотренных концепцией, запрет на продажу различных изделий, напоминающих табачные. Наверняка вы видели жевательные резинки в виде сигареты, брелоки, шарфы и так далее. Учитывая, что восемь из десяти курильщиков желают бросить курить, им будут помогать избавиться от табачной зависимости в тех же поликлиниках и центрах здоровья.
– Каким образом? Неужели курильщиков будут «лечить» за счет бюджета?
– Ну почему же? Да, некоторые консультации по здоровому образу жизни можно будет получить бесплатно, что делается и сейчас в тех же центрах здоровья. Но препараты, которые может порекомендовать врач, разумеется, платные. Это же не сахарный диабет, в конце концов, если на сигареты деньги находятся, что же, на антиникотиновый пластырь не найти? Наконец, одна из основных мер, призванных снизить потребление табака, – повышение акцизов. Сегодня они у нас крайне низкие. В ответ на это табачники стали нас пугать табачными бунтами и контрабандой. Ничего не будет! Никто из той же Скандинавии в Петербург не повезет сигареты. Пока – ровно наоборот. Точно так же возят из Калининграда в Германию и Польшу. Целые фабрики в России работают с упором на контрабанду. Так что все эти запугивания – исключительно в интересах табачных компаний.
У нас должна быть жесткая программа, поэтапно разбитые меры. Рост акцизов увеличит поступления средств в бюджет, которые могут быть направлены на ту же профилактику и лечение табачной зависимости. Ну и, конечно, в борьбе с курением важно участие общественных организаций, исполнительной власти. Сейчас мы вместе с Олимпийским комитетом и ВОЗ предложили, чтобы Казань и Сочи в дни проведения Универсиады и Олимпиады были объявлены городами, свободными от табака. То есть предлагается запретить курение на всей территории проведения мероприятий – во всех спортивных сооружениях, на стадионах, вокруг них, в Олимпийской деревне и так далее.
– А как предлагаемые меры отразятся на экономике?
– От торговли табаком в бюджет поступает порядка 80 миллиардов рублей. А что взамен? Около 70 миллиардов затрат на лечение? Сокращение продолжительности жизни? Потом, согласно данным МЧС, каждый четвертый пожар возникает от непотушенной сигареты, ущерб от которых суммарно составляет около 300 миллиардов рублей в год. Так что цифры несопоставимы! И в этих условиях абсолютно непонятная позиция Минфина, который всячески сопротивляется увеличению акцизов на табак.
– Давайте честно: постельные пожары в подавляющем большинстве происходят не потому, что человек курит, а потому, что пьяный уснул с сигаретой. В милицейских протоколах постоянна одна и та же формулировка мотивов убийств: «После совместного распития спиртных напитков на почве внезапно возникшей неприязни…» Почему же с пьянством в нашей стране не борются такой же концепцией?
– Нельзя сразу все проблемы решить. Ведь в борьбе с курением мы тоже лишь в начале пути. Безусловно, и с алкоголем проблема есть, но и тут определенное движение тоже наметилось.
Сколько стоит отказ от сигаретыБорьба с курением не такое уж бескорыстное мероприятие. Например, в прошлом году в федеральном бюджете России впервые появилась строка, касающаяся финансирования мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек. Цифра десятизначная. 18 мая 2009 года вышло постановление правительства «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака», предусматривающее выделение в виде субсидий субъектам на закупку оборудования «в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни» 375,7 миллиона рублей.
Борьба с курением в мире давно вылилась в борьбу с табачными компаниями, курильщики подвергаются настоящей дискриминации, а антитабачное лобби стало могущественнее табачного. Учитывая, что за принятием закона в интересах одних против других всегда стоят огромные деньги, возникает вопрос, кому финансово выгодна борьба с табаком?
– У мировой табачной промышленности, которую контролируют четыре крупные международные корпорации, есть как системные сторонники, так и системные противники, антитабачное лобби, – пояснял в интервью журналу «Однако» руководитель Центра проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. – Это компании, делающие деньги на борьбе с курением. В первую очередь речь идет о производителях фармацевтической продукции. С одной стороны, фармкомпании предлагают средства, направленные на лечение никотиновой зависимости: пластыри, жевательные резинки, спреи для носа и аэрозоли для вдыхания. С другой стороны, они продвигают препараты-антидепрессанты, которые помогают справиться с психологическими проблемами. Для фармацевтических компаний, производящих антитабачные средства, популяризация темы борьбы с курением – элемент маркетинговой стратегии. Чем больше будет раздуваться эта тема, тем больший рынок сбыта они получат.