БСК или кошелек?
В январе 2011 года петербуржцы смогут опробовать новую систему оплаты проезда в общественном транспорте
В январе 2011 года петербуржцы смогут опробовать новую систему оплаты проезда в общественном транспорте
В чем преимущества электронного кошелька перед обычным, разбирались корреспонденты «НВ». Разница очевидна: привычная БСК содержит только информацию о количестве купленных поездок, а на новую смарт-карту можно будет зачислить деньги, что спасет пассажира от потери времени в очередях: пополнить баланс «электронного кошелька» можно через интернет, мобильный телефон или кассу метрополитена. Первое время система будет работать в тестовом режиме, но в перспективе такие карты могут вытеснить действующие проездные.
– Мы сейчас прорабатываем тарифную политику, – пояснил корреспонденту «НВ» заместитель председателя комитета по транспорту Станислав Попов. – Суть в том, что на «электронный кошелек» вносится определенная сумма. Деньги списываются с карты после того, как пассажир поднесет ее к валидатору в метро или наземном транспорте, в зависимости от тарифа. Сейчас человек перед выбором: купить ему билет на метро или на автобус или единый проездной. А так ему не придется об этом думать: он кладет деньги и пользуется тем видом транспорта, который ему сейчас удобен. К тому же у таких карт не будет фиксированного срока действия.
До конца марта с помощью «электронного кошелька» горожане смогут оплатить поездку только по действующему тарифу: если проезд в метро стоит 22 рубля, то именно эту сумму спишут с карты. Однако с апреля должны появиться льготы и скидки. В частности, меньше заплатят те горожане, кто чаще ездит.
Но на этом, как оказалось, прогресс не остановился. Новыми технологиями заинтересовались и крупные банки, которые обратились в комитет по транспорту с предложением о сотрудничестве. Их идея заключается в следующем: «электронный кошелек» записывается на чип. Его вмонтируют в привычную пластиковую карту. При этом клиентам не придется платить какую-либо комиссию за перечисление средств со своего счета на счет транспортной компании.
В эту технологическую гонку включились и сотовые операторы. Не так давно одна из крупных компаний представила в Петербурге свой пилотный проект по оплате проезда в метро с помощью мобильного телефона. Теперь достаточно купить за 150 рублей специальный стикер, приклеить его на мобильник или кошелек. В устройство встроен чип, который связан с номером телефона абонента. Достаточно отправить sms или набрать специальную команду, и на чип моментально зачислят нужное количество поездок. Москвичи уже применяют схожую технологию: только вместо стикера используют модернизированную sim-карту.
Однако главное преимущество такой технологической новинки – будущие перспективы. В память чипа-стикера можно внести любые данные. Плюс в том, что новые технологии обходятся совсем недорого. Петербургский пилотный проект оплаты проезда с помощью мобильного телефона обошелся сотовой компании в один миллион рублей. Но есть и минус. Технологический прогресс сдерживает российское законодательство, которое пока не позволяет переводить крупные суммы со счета абонента на другой. Однако депутаты Госдумы уже работают над соответствующими поправками.
В недалеком будущем «электронный кошелек» поможет оплатить не только общественный транспорт и коммунальные счета, но и купить продукты. Это ли не воплощение в жизнь идей президента?
С 2012 года по закону, принятому минувшим летом, всем россиянам начнут выдавать универсальные электронные карты (УЭК). Это устройство должно содержать личные данные гражданина, данные полиса ОМС, страховое пенсионное свидетельство, а также банковское приложение, чтобы с помощью УЭК можно было расплатиться, к примеру, за получение загранпаспорта или любую другую госуслугу.
– Понятие «универсальная карта» предполагает максимум функций в одной карте. Но это зависит от технических возможностей этой карты, а также от согласований по использованию информации о гражданине из различных баз данных, – рассказал заместитель председателя комитета по информатизации и связи Алексей Азарсков.
Петербург не попал в число регионов, где реализуют пилотный проект по внедрению в УЭК. Однако работы по созданию такой карты все равно ведутся: уж разработана технология на основе карты Сбербанка.