Пропускная неспособность
Петербуржцам, планирующим отправиться за рубеж в новогодние и рождественские каникулы, стоит запастись терпением: очереди на границе неизбежны
Петербуржцам, планирующим отправиться за рубеж в новогодние и рождественские каникулы, стоит запастись терпением: очереди на границе неизбежны
Около 200 тысяч петербуржцев и жителей Ленобласти отправятся в Финляндию на предстоящие новогодние каникулы. Примерно 80 процентов из них воспользуются автомобильным транспортом. Не только потому, что он – самый дешевый. Билеты на самолеты и поезда раскупили еще в ноябре. Желающих преодолеть границу на рейсовом автобусе по специально отведенной полосе тоже ждет разочарование – билетов нет. Кроме того, по опыту прошлых лет известно, что очередь из автобусов будет весьма внушительной. Корреспонденты «НВ» и 100 ТВ выясняли, кто виноват в этих очередях и можно ли их избежать. Телеверсию журналистского расследования смотрите сегодня на телеканале 100 ТВ.
В Выборгской таможне, к которой относятся три автомобильных пропускных пункта в Ленобласти – «Торфяновка», «Брусничное» и «Светогорск», – не могут заранее спрогнозировать, сколько времени предстоит провести в очередях. Ясно только одно – очереди неизбежны, поскольку пропускная способность пограничных постов ограничена. А транспортный поток значительно превысит предельные возможности пограничников и таможни...
Международный автомобильный пропускной пункт «Торфяновка» традиционно принимает на себя самый большой транспортный поток. Через него россияне едут в Котку за покупками, в Хельсинки и Турку на паромы и самолеты, а также кататься на лыжах, отдыхать в коттеджах или SPA-отелях. Перед долгими праздниками очереди перед пропускным пунктом растягиваются на 3–5 километров. По рассказам путешественников, самое страшное столпотворение было тут в июне, перед Днем России. Люди томились в очереди по 9 часов. Одна турфирма даже не успела довезти своих клиентов до парома. В ноябрьские праздники очередь была не меньше, однако двигалась значительно быстрей. Связано это с тем, что с июля этого года отменено обязательное декларирование для автомобилистов.
– Хозяин машины приезжал на границу, получал бланк декларации и должен был его заполнить. А многие водители видели эту бумажку впервые, терялись, делали ошибки, нервничали, скандалили и тратили уйму времени, – рассказывает Ирина Мостепанюк – сотрудница Выборгской таможни. – Теперь декларацию в обязательном порядке заполнять не нужно, и процесс прохождения границы ускорился в несколько раз.
По словам начальника таможенного поста «Торфяновка» Павла Спитана, досмотр одного автомобиля занимает примерно 30 секунд. Граждан, покидающих Россию, досматривают выборочно. В обычные дни с пассажиропотоком спокойно справляется двое таможенников. Зато пограничники (их форма синяя или цвета хаки) проверяют каждого желающего покинуть пределы родины. Причем делают это не меньше трех раз.
Оба ведомства накануне и во время новогодних выходных готовы работать на пределе своих возможностей. С 24 декабря у таможенников отменяются все отпуска и выходные. Как правило, осада российско-финляндской границы начинается с этой даты. Со 2 января бешеный поток транспорта и людей идет в обоих направлениях. А с 5 по 8 января пограничные посты захлебываются от россиян, страждущих вернуться домой.
В дни ноябрьских праздников через «Торфяновку» ежесуточно пропускали 17 тысяч человек, тогда как норма для этого пограничного поста – 5200. Добиваются более чем трехкратного увеличения пропускной способности отчасти за счет того, что легковой транспорт в пиковые дни пропускают по полосам, предназначенным для грузовиков и автобусов. Компании, занимающиеся грузоперевозками, уже предупреждены, что в праздники граница для большегрузов будет практически закрыта. Поэтому есть надежда, что многокилометровые очереди будут двигаться значительно быстрей. Во всяком случае, пограничники и таможенники обещают сделать для этого все возможное.
Избежать этих ежегодных мучений можно только одним способом – расширить территорию автомобильных пропускных пунктов. И такие планы на «Торфяновке» уже есть. Вопрос только один: стоит ли тратить миллионы ради двух десятков напряженных дней в году?
…Ольга – сотрудница крупной компании – каждый раз в новогодние каникулы летает из Финляндии в Европу. Очереди на границе – главная проблема для нее, поскольку они непредсказуемы и грозят опозданием на самолет.
– В Питере работает более 100 компаний, которые возят пассажиров в Финляндию на автобусах и микроавтобусах. И все они заверяют, дескать, наш водитель опытный, знает способы, как не стоять на границе, доставит вас с ветерком, – рассказывает Ольга. – Но на моей памяти мы проехали границу без очереди только один раз. Водитель сказал, что, если собрать по 5 евро с каждого, нас пропустят сразу, иначе стоять часа три. Мы скинулись. Водитель ушел куда-то с деньгами, потом вернулся, объехал стоящую впереди кавалькаду и первым встал перед шлагбаумом. Во все остальные разы мы стояли в очереди наравне со всеми. Хотя, если честно, я бы не прочь заплатить 5 евро, чтобы не маяться часами.
Более верный способ избежать многочасового томления в очереди – отправиться к границе в нестандартное время. Поступить так советуют и пограничники. Известно, что два основных потока транспорта стартуют из Петербурга от 6 до 9 утра и от 10 вечера до полуночи. Прибывают они практически одновременно, образуется мощный затор. Чтобы не попасть в него рекомендуется выехать из Петербурга в 2–3 часа ночи или в 13–15 часов днем.
Кстати, многие путешественники отмечают, что проехав родную границу, можно надолго задержаться на финской. Таможенники из соседнего государства досматривают россиян более дотошно – борются с контрабандой табака и алкоголя, а также молочных и мясных продуктов, которые в Евросоюз ввозить нельзя. Изъять могут даже недопитую бутылку с кефиром и прочую снедь, которую экономные россияне берут с собой, чтобы не тратиться на дорогую еду. К тому же в финской таможне грядут кадровые сокращения, что тоже может отразиться на скорости перемещения через границу. Поэтому не стоит забывать о том, что между российским и финским пограничными постами тоже придется постоять.
Сколько россиян направятся в предстоящие праздники в Эстонию, не знает никто. Однако ясно, что на пограничном пункте «Ивангород» будут кошмарные очереди. С какой бы расторопностью ни работали пограничники и таможенники, их избежать не удастся. Проблема в том, что два пограничных пункта – российский и эстонский – зажаты с одной стороны двумя древними крепостями, а с другой – рекой Нарова. Граница государств проходит прямо по середине моста Дружбы, перекинутого через нее. Небольшая площадь пограничных пунктов ограничивает их пропускную способность. И тут уже ничего не поделаешь.
– В обычные дни через «Ивангород» проходит до 300 легковых автомобилей за 12 часов. В праздничные дни мы пропускаем до 600 машин. И это – предел, – говорит заместитель начальника Кингисеппской таможни по кадрам Андрей Лебедь. – Люди могут работать сколько угодно. Но для них нужны рабочие места. А их организовать негде.
Увеличения пассажиропотока добиваются, как и на финской границе, направляя легковой транспорт через полосы, предназначенные для грузового. Кроме того, люди работают в авральном порядке, без отпусков и выходных. Только все это вряд ли поможет избежать очередей. Единственный способ пересечь границу без них – поехать в Эстонию на автобусе. Однако билеты на рейсы в предпраздничные и праздничные дни закончились еще в ноябре.
Часть автомобилистов, которые в предпраздничные дни будут осаждать пограничный пост «Ивангород» – граждане Эстонии, работающие в Москве или Петербурге и собравшиеся провести выходные с родней. Другая часть – туристы, решившие отдохнуть в Таллине или в многочисленных SPA-отелях, которые появляются в Эстонии как грибы после дождя. Для жителей Петербурга и Ленобласти, получающих шенгенскую визу без особых проблем, Эстония стала одним из самых привлекательных мест отдыха. Поэтому очереди на узком как игольное ушко пропускном пункте только растут год от года.
Надо сказать, что немалая доля машин, столпившихся перед границей в предпраздничные дни, – торговцы местами в очереди. Этим промышляют жители обоих приграничных городов. Лихо обогнать всех и встать первым перед шлагбаумом стоит 1000 рублей. Возможно, в эти праздники это удовольствие подорожает.
Если на территорию Эстонии, хоть и с трудом, въехать можно, то вернуться обратно будет гораздо проблематичнее. Это потребует не только временных, но и денежных затрат. Дело в том, что на пограничном посту в Нарве теперь работает компания Transservis-N, которая, по сути, тоже торгует местами в очереди. Беда в том, что отказаться от ее услуг невозможно. Без квитанции от Transservis-N не пустят на пограничный пункт. Новая система пересечения эстонской границы работает следующим образом: перед тем как направиться на пропускной пункт, все автомобили попадают в отстойник, где им присваивают очередь и выдают талончик. Услуга эта не бесплатная. Чтобы покинуть Эстонию, придется заплатить 300 крон (примерно 800 рублей).
– О возвращении домой следует позаботиться сразу на въезде в Эстонию – заранее записаться в очередь, – советует Юллар Кустала – сотрудник пограничной службы префектуры Ида. – Сделать это можно в серой будочке с вывеской Transservis-N, расположенной сразу за пограничным постом.
Тем, для кого все это оказалось сюрпризом, придется возвращаться в отстойник и все равно встать в очередь. Занимает она на эстонской стороне от 2 до 5 суток. Если провести на границе столько времени вам не хочется, можно отправиться на милую родину вне очереди. Цена вопроса – 300 крон, или около 800 рублей. Бесплатно пересечь эстонско-российскую границу можно только в пунктах пропуска «Пыталово» и «Былинка», расположенных в Псковской области. Для этого петербуржцам надо делать крюк в 100 километров.
– Эта компания создана, чтобы навести порядок на границе и пресечь торговлю местами в очереди, – поясняет Юллар Кустала. – Такой способ помогает сделать пересечение границы более цивилизованным и комфортным. Хочу предупредить, что покупать место в очереди на эстонской стороне не следует. Это чревато наказанием, вплоть до уголовного.
Жителям Нарвы, которые регулярно ездят в Россию за бензином и алкоголем (у нас они значительно дешевле), новшество на границе даже понравилось.
«Я записываюсь на тот день, когда мне нужно, сижу дома и в интернете слежу за своей очередью», – говорит Виктор – владелец старенького «фольксвагена», в баке которого он привозит бензин и продает перекупщикам. Сейчас, пока граница свободна, он делает несколько рейсов в день. В конце декабря – начале января его бизнес встанет из-за безумных очередей на пропускных пунктах. А Виктор, скорее всего, поставит свой синий потрепанный «фольксваген» перед российским шлагбаумом и будет продавать свою очередь. Другой работы у него, как и у многих других жителей Нарвы, нет.