Пахнет неприятно, но дышать можно
В промышленной столице Северо-Запада, напичканной десятками заводов, с экологией должно быть плохо по определению
В промышленной столице Северо-Запада, напичканной десятками заводов, с экологией должно быть плохо по определению. Ведь здесь чадит не только «Северсталь», которая раскинулась на 40 процентах городской территории, но и два химических завода, работающих с такими ядами, как, например, серная кислота. Тем не менее промышленный центр на Шексне не входит в перечень городов, опасных для проживания из-за избыточного загрязнения.
В скрипучий 20-градусный мороз со стороны металлургического завода вдруг пахнуло тухлым сероводородом.
– Этот запах для нас привычный, – «успокоил» случайный прохожий. – Гораздо хуже сажа: из-за нее окна в квартире приходится мыть каждый месяц даже зимой.
Подбросили страшилок и другие местные жители. И рыба в Шексне, мол, перевелась лет 50 назад, когда заработал на полную мощность меткомбинат, и поля по соседству с химзаводами отравлены, и дышится при порывах ветра с трудом.
– Экологическая ситуация в городе действительно напряженная, – не стал скрывать начальник управления охраны окружающей среды мэрии Олег Сараев. – В прошлом году, например, вся Вологодская область выбросила в атмосферу 549 тысяч тонн вредных веществ, а доля Череповца в этом объеме – 300 тысяч. 70 процентов вредных выбросов обеспечивает «Северсталь», по 10 процентов – химики, другие промышленные предприятия Череповца и выхлопные трубы автомобилей. Но еще десять лет назад наш город «стравливал» в воздух 360 тысяч тонн. 20-процентного снижения удалось добиться за счет локализации очистных сооружений на крупных предприятиях, внедрении там новых систем очистки. Мероприятия эти очень затратные: «Северсталь» и «ФосАгро» на природоохранные мероприятия уже инвестировали по несколько миллиардов рублей и продолжают вкладывать.
Главный городской эколог объяснил, что запах сероводорода неприятен физиологически, но особого вреда не приносит. Однако от него никуда не уйти…
– Вся проблема в розе ветров, – пояснил Олег Сараев. – В 1950-х годах было решено построить металлургический завод в северо-западной части города, а с тыла прикрыть рекой. 60 лет назад метеорологи уверяли, что именно северо-западный ветер – самый редкий гость в наших местах. К сожалению, в последние годы норд-вест приходит к нам чаще, чем хотелось бы, и наполняет воздух неприятным запахом.
...В свое время в Шексне в черте Череповца водилась стерлядь, которую подавали к царскому столу и вкусовые качества которой воспел поэт Гавриил Державин. Сейчас в реке нет и менее благородных рыб. Наверное, сбежали от металлургов?
– Стерлядь исчезла из этих мест не с началом выплавки чугуна и стали, а после строительства в 1930-х годах Рыбинского водохранилища, когда в районе Ярославля перекрыли Шексну, – уточняет Олег Сараев. – Но рыба в нашем городе не перевелась. Сейчас начались морозы, но лед на реке еще не встал. Тем не менее рыбаки уже просверлили свои лунки. В отравленной же воде рыба не водится.