Наша судьба в кривом зеркале массмедиа
Отражают ли современные массмедиа реалии нашего мира или же меняют их исподволь?..
Отражают ли современные массмедиа реалии нашего мира или же меняют их исподволь?..
Если бы хвост был умней собаки, он вилял бы собакой… Английская присказка стала эпиграфом к знаменитому фильму, в котором Роберт де Ниро и Дастин Хоффман инсценируют угрозу ядерной атаки на США. Все их усилия направлены на то, чтобы поднять падающий рейтинг насельника Белого дома. Четверть века назад этот сюжет казался угрюмо-саркастической шуткой. Нынче он представляется вполне реальным пророчеством. Роман Media sapiens Сергея Минаева развивал тему, перенося действие в современную нам Россию. Теперь о претензиях четвертой власти заговорили и немцы.
Герой нового романа Бернхарда Шлинка «Обман Зельба» – частный детектив, который берется за очередное рутинное дело – розыск пропавшей девушки, а распутывает сложную интригу двух ловких мошенников. Бывшие радикалы инсценируют атаку на американскую военную базу, чтобы потом продать видеоматериалы телеканалу. Их уже не интересует идеология, им не важны цвета чьих-то знамен. Они видят только хрустящие бумажки, которые можно обменять на товары и услуги того самого мира, который они проклинали в юности.
Сокрушитель устоев, превращающийся в обывателя, – этот сюжет далеко не нов. Но то, что телевидение способно не просто отражать мир, а превращать его, публика обнаружила только недавно. Именно медийная публика, поскольку профессионалы рассуждают об этом довольно открыто. Константин Гаврилов, петербургский репортер и режиссер, в книге «Как делать сюжет новостей» пишет о своей первой съемке. Тогда он получил задание рассказать в репортаже, как горожане протестуют против сноса гостиницы «Англетер». Выскочив же из рафика, корреспондент обнаружил всего лишь мрачную толпу, хмуро мерзнувшую на петербургском, тогда еще ленинградском, ветру. А в задании четко было прописано – снять митинг, а не набычившихся индивидуумов. Положение спас опытный оператор, который объяснил неофиту: «Сюжет – это кино».
Смысл циничной присказки в том, что правду жизни тоже можно инсценировать. «Газета анализирует, радио информирует, телевидение демонстрирует», – так, по мысли нынешних теоретиков, распределены роли в медийном пространстве. Но фокус в том, что сегодня ТВ уже демонстрирует нам больше собственные возможности, а вовсе не реалии современного мира. «Телевидение – это картинка, а камеру не обманешь», – повторяют телевизионщики. Объектив, может быть, и не обманешь, зато он с удовольствием обманывает тех, кто ему по несчастью доверился.
«Терроризм эпохи постмодерна – это тоже медийное явление, и его нужно обставлять и продавать так же, как и все остальное», – заключает один из персонажей Шлинка, журналист Пешкалек. Его напарник, террорист Лемке, думает, что это он использует медиа. На самом деле уже
медиарыцари разрабатывают планы будущих операций. И просят статистов становиться так, чтобы их удобней было взять объективом видеокамеры.
Помнится, в романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» атаку террористов на башню ретранслятора тоже снимали заранее установленной камерой. Но теракт, в котором принял участие и Максим Каммерер, был спровоцирован властью. Им нужны были доказательства антиобщественной деятельности «выродков». Персонажи Шлинка ничего не хотят доказать, им важны только деньги. Здесь, мерещится мне, проявляются еще скрытые претензии четвертой власти на неограниченное господство над обществом. Пока она выступает лишь пособником первой ветви – исполнительной. Но в какой-то час иерархия партнеров может и поменяться. И наши, российские телекиллеры – только первые несмелые ласточки, провозвестники будущей медийной эры. Кстати, больше века назад об этом писал и сэр Редьярд Киплинг, бывший неплохим репортером:
…Признала вся планета,
Что правит миром суеты
Газета – газета – газета!..
Мир таков, каким мы его себе представляем. Заявление, которое многим может показаться весьма опрометчивым. Конечно, в мире физических величин есть определенные ориентиры. Мне доводилось попадать в «белую мглу», когда глазом уже невозможно распознать реальные формы рельефа. Направляешь носки лыж по склону вниз, а падаешь на бок. Гравитационное поле напоминает о себе постоянно. Но в человеческих отношениях наши чувства, наши эмоции обладают силой вполне материальной. Кривое зеркало искажает эвклидов мир, и нам придется учиться действовать так, как будто мы сами расчерчиваем наше движение по криволинейным координатам. А это довольно опасно. В расчетах ближнего порядка мы можем воспользоваться принципом релятивизма. В конце концов, какая разница, кого считать умнее – хвост или собаку. Но на дальних расстояниях такие допущения не работают. Привыкнув разглядывать мир через экран телевизора, мы докатимся до антропологической катастрофы, о которой предупреждал Мераб Мамардашвили. Тогда жидкокристаллическая или плазменная панель и окажется той самой «черной дырой», которая всосет нас однажды. И навсегда.