Духовное оружие
25 декабря священники Санкт-Петербургской епархии отправятся в горячие точки на Северном Кавказе
25 декабря священники Санкт-Петербургской епархии отправятся в горячие точки на Северном КавказеЭту очередную поездку готовит епархиальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Сейчас на Северном Кавказе в составе 33-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск МВД РФ несут службу 250 миротворцев из Петербурга. Вместе с ними батюшки отпразднуют Рождество и вручат им подарки от жителей и компаний нашего города. Этой весной епархия уже отправляла воинам пасхальные подарки более чем на полмиллиона рублей.
Священник Димитрий Василенков ездит на Кавказ уже пять лет, последний раз был там в октябре. С 2005 года он побывал на Кавказе десять раз, совершил крещения свыше 800 солдат и офицеров и даже получил ранение. Со своим помощником Александром Назаровым он посетил воинские подразделения в Дагестане, Чеченской Республике и Ингушетии, непосредственно участвующие в контртеррористических операциях, совершал богослужения, беседовал с солдатами и офицерами. По словам священника, эти поездки каждый раз подтверждают необходимость и востребованность присутствия Церкви в армии.
– Священник не только духовно окормляет и утешает воинов, но и является зримым напоминанием о реальной помощи Божией в сложных ситуациях, – говорит отец Димитрий.
Недавно указом президента он удостоился ордена Мужества «за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при выполнении священнического и гражданского долга в районе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе». Священник намерен окормлять военнослужащих и дальше.
Не успевает отец Димитрий вернуться из командировки, как ему звонят с просьбами приехать снова. Во время поездки в одно из воинских подразделений, расположенных в Веденском районе Чечни, колонна военнослужащих, с которой он ехал, попала в засаду, устроенную боевиками. Священник со своим помощником перевязывали раненых, набивали патронами магазины. Осколком гранаты из подствольного гранатомета он был ранен по касательной в руку. Отец Димитрий рассказывает, что стал свидетелем чуда: ни один из трех снарядов, выпущенных боевиками из ручного гранатомета по колонне, не попал в цель. Если бы это случилось, потерь было бы гораздо больше.
С 1 февраля 2010 года в штате воинских частей, дислоцированных на Северном Кавказе и за рубежом, появились должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, которые занимают представители наиболее распространенных конфессий. Эксперты отмечают, что положительный эффект от этого решения уже очевиден. По словам одного из исследователей истории военного духовенства в России, ветерана боевых действий, доктора педагогических наук Вячеслава Коткова, бойцы считают, что присутствие священнослужителя благотворно сказывается на морально-психологическом состоянии коллектива.
– То, что в одном воинском подразделении служили бы и военный православный священник, и военный мулла, неизбежно консолидировало бы нашу армию, наносило бы сильнейший удар по всякого рода религиозному экстремизму. Элементарное незнание молодежью основных религиозных конфессий прокладывает дорогу к сердцам молодых людей различным экстремистам, желающим утопить Россию в крови, – говорит отец Димитрий.
Он общается и с ребятами другой веры, прежде всего с мусульманами. И надо сказать, что в их глазах безусловным уважением пользуются православные верующие воины. Они считают, что если для человека главным является общение с Богом и исполнение Его заповедей, то в критической ситуации он не бросит товарища в беде, а светский человек не будет рисковать собой ради товарища – ведь главной ценностью для него является собственная жизнь.
Однажды ночью раздался звонок на мобильный священника, ребята прокричали в трубку: «Слава Богу!» Оказалось, что во время одной из спецопераций они неожиданно нарвались на бандитов. Бойцы, которые находились в головном дозоре, приняли удар на себя, а именно они за месяц до того покрестились. Их расстреливали в упор из пулемета, но все пули прошли мимо. На помощь подоспели молодые воины, ни разу до этого не бывшие в бою, но они дрались так, что боевики бежали, оставив своих убитых.
– И я смею думать, что, пока такие ребята нас защищают, Россия будет жить, – говорит священник.
В русской армии всегда был священникПротоиерей Александр Ганьжин, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии:
– Военное православное духовенство всегда относилось с чувством такта и должного уважения к представителям других вер. Более того, военные священники даже вступали в некие прения с епархиальным духовенством по вопросам отпевания неправославных христиан – католиков, лютеран, старообрядцев, а также о присоединении к православию униатов. Поскольку человек отдал жизнь за православного государя, за православное Отечество, то в случае отсутствия священнослужителя своей веры он мог быть похоронен по православным обычаям.
Государством было установлено, что только исключительно добрым пастырским словом, только любовью можно приводить человека к православию. Статья 98-я определяла, что «никто без ведома и благословения епархиального архиерея проповедовать иноверным православие да не дерзает».
История не знает ни одного факта, когда какие-нибудь конфликты в русской армии или флоте возникали на религиозной почве. И во время войны с Японией, и в войне с Германией успешно сотрудничали и православный батюшка, и мулла, и раввин.
В наше время, хотя и очень медленно, начинают возрождаться религиозные традиции на флоте и в армии. Постепенно меняется и общественное мнение в отношении возрождения института военного духовенства. У Русской православной церкви нет серьезных разногласий в вопросе возрождения духовного окормления военнослужащих с представителями других традиционных религиозных конфессий России.
Конечно же, весь накопленный историей опыт нельзя слепо переносить в нынешние наши вооруженные силы. Главное, чтобы эта работа не была заорганизована, как это нередко случается в нашем государстве со всякими благими начинаниями.