Для Ладожских шхер нашли компромисс
Карельские власти придумали, как разрешить почти 20-летний спор о создании национального парка, не ущемляя интересов местного населения
Карельские власти придумали, как разрешить почти 20-летний спор о создании национального парка, не ущемляя интересов местного населения
Национальный парк «Ладожские шхеры» в Карелии появится в ближайшие месяцы. Об этом было объявлено на круглом столе, который состоялся в живописном местечке Дача Винтера под Сортавалой. Впервые в обсуждении приняли участие все заинтересованные стороны: ученые, экологи, представители местного самоуправления, федеральные и республиканские чиновники, в том числе заместитель полпреда президента в СЗФО Александр Нестеров и глава Карелии Андрей Нелидов.
Ладожские шхеры, безусловно, рай для ученых и экологов, которые бьются за придание этому краю статуса особо охраняемой территории. Но при этом здесь расположены десятки поселков и деревень, в которых проживают около 50 тысяч человек. За все годы, пока обсуждалась идея создания нацпарка, никто не мог внятно объяснить людям, как это отразится на их повседневной жизни: можно ли будет рыбачить, собирать грибы-ягоды, заниматься фермерством, рубить лес на дрова. Жители обращались к местной власти, но сотрудники сельских и районных администраций и сами не знали, что будет запрещено, а что разрешено. Ведь и проекты охраняемой территории, и их разработчики менялись несколько раз. В итоге настроения у сельчан оказались близки к паническим.
– Перед войной с этих земель принудительно выселяли финское население. Боимся, что теперь дойдет очередь до нас, – говорят они.
Экологи в свою очередь настаивают, что эти опасения безосновательны. И приводят в пример национальный парк «Русский Север» на Вологодчине – мол, там целый город Кириллов включен в состав нацпарка, и ничего, живут люди. Однако сами жители Кириллова и окрестных деревень говорят, что все далеко не так гладко (об этом писало «НВ»). Например, они не могут ни продать, ни обменять свои дома, ни починить сарай, ни сделать новую веранду, поскольку все это находится на особо охраняемой территории. В итоге вологодские власти теперь пишут обращения в Госдуму, чтобы внести поправки в федеральное законодательство об обороте земель и недвижимости на территории нацпарков.
В Карелии очень хотят избежать повторения подобного опыта. Тем более что ситуация в Приладожье еще сложнее: в состав будущего нацпарка неизбежно попадают территории, где сейчас ведется активная хозяйственная деятельность. Так, нескольким арендаторам переданы лесные участки для заготовки древесины, действует договор на разработку месторождения и так далее… Режим национального парка эти виды работ запрещает, но, пока парк не создан, у республиканских властей нет оснований расторгнуть эти договоры аренды. Лесозаготовители тем временем уже заявляли, что потребуют возмещения убытков, если их территории будут изъяты под национальный парк. Местные жители тоже волнуются: уйдут лесозаготовители, закроются карьеры – что будет с экономикой районов и поселений, с рабочими местами и налоговыми отчислениями?
Поскольку вопросов накопилось явно больше, чем ответов, создание национального парка затянулось. Согласно распоряжению российского правительства, он должен быть организован до конца 2010 года. Однако к этому сроку, разумеется, уже не успеть. Поэтому первое предложение, которое поддержали участники круглого стола, – просить федеральный центр продлить сроки создания национального парка и создавать его в два этапа. Вначале включить в состав «заповедную зону» – земли Гослесфонда и акваторию Ладожских шхер. Эти территории свободны от аренды, там нет никаких предприятий и поселений. Заметим – пока свободны. Процесс освоения Приладожья идет быстрыми темпами: земли уходят к арендаторам, на берегах Ладоги растут частные дома и дачи. Если подождать еще несколько лет, может получиться так, что создавать национальный парк будет уже негде, а сохранять – нечего.
При этом республиканские власти заверяют, что на первом этапе процесс организации парка не закончится. Постепенно территория парка будет расширена, в нее включат ценные природные и рекреационные объекты, находящиеся за пределами земель Гослесфонда. Однако все это будет делаться постепенно, с учетом местных особенностей. Глава Карелии Андрей Нелидов пообещал взять на себя переговоры с арендаторами Лесфонда и владельцами лицензий на разработку карьеров и в случае необходимости предложить им другие равноценные участки.
Как признались экологи, подобный подход, достаточно традиционный для заповедников, при создании национальных парков нигде в России не применялся. Так что это своего рода карельское ноу-хау. И пожалуй, единственный на данный момент разумный выход. С этим согласились все участники встречи.
Чем уникальны земли северного Приладожья?Ладожские шхеры – архипелаг на севере Ладоги с уникальным ландшафтом и климатом. Выходы на поверхность докембрийских пород образуют «каменную летопись», позволяющую изучать древнейшие эпохи геологической истории Земли.
Шхеры привлекают ученых и экологов малонарушенными лесами и редчайшими видами растений, которые встречаются только здесь, на затерянных в Ладожском озере островках. А кроме того, тут обитает ладожская нерпа, занесенная в Красную книгу. Причем именно на Ладожских шхерах размножается до 20 процентов популяции этих животных, находящихся под угрозой исчезновения.
Также Ладожские шхеры – край, где сохранилось карело-финское историко-культурное наследие. В частности, одна из местных достопримечательностей, дача Винтера – памятник архитектуры, созданный знаменитым финским архитектором Элиелем Саариненом, основоположником стиля национальный финский романтизм.
история вопросаВпервые о придании северному Приладожью охранного статуса заговорили еще в 1990-х годах. Вначале речь шла об организации природного парка регионального значения. Но три года назад Министерство природных ресурсов России предложило создать национальный парк, то есть особо охраняемую территорию уже федерального значения.
В 2009 году парк «Ладожские шхеры» включили в государственный перечень рекомендованных к созданию природных заповедников и национальных парков. Провели конкурс среди проектных организаций. Победителем стало ОАО «Росгипролес», которое разработало подробную карту-схему будущего парка. По этому плану его территория составила около 150 тысяч гектаров, примерно от южной границы с Ленобластью до поселка Импилахти в Питкярантском районе.
прямая речьАлександр Нестеров, заместитель полпреда президента в СЗФО:– Мы должны учитывать интересы людей, которые проживают на территории Лахденпохского, Сортавальского, Питкярантского районов. Ведь национальный парк мы делаем в первую очередь для людей. Я думаю, сегодня понимание этих проблем есть, глава республики взял их под жесткий контроль и процесс создания национального парка получил реальное ускорение. Александр Марковский, руководитель Карельской региональной общественной природоохранной организации «СПОК»:– Дальнейшее промедление с принятием решения об организации особо охраняемой природной территории чревато потерей уникальных природных объектов. Мы договорились о включении в ее состав значительной части ценных территорий, находящихся на землях Гослесфонда и в акватории Ладожского озера. Но теперь важно не потерять уникальные рекреационные территории, которые расположены вне земель федерального подчинения.Андрей Нелидов, глава Карелии:– Мы нашли решение, которое позволяет нам, не ухудшая социальной обстановки, сохранить уникальную природную среду Приладожья. На мой взгляд, это прорыв, потому что дискуссии о том, как сделать лучше, слишком затянулись. Сейчас создание национального парка никак не коснется ни действующих предприятий, ни людей, которые здесь живут. У меня есть убежденность в том, что принято разумное решение, которое с большой долей вероятности будет поддержано федеральным центром.Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России»:– Это приемлемый для нас компромисс. Чем быстрее будет принято решение о создании национального парка, тем быстрее пойдут деньги из федерального бюджета на его организацию и развитие. Но многое зависит от того, какое будет разработано положение о национальном парке. Это основной документ, который определяет зонирование особо охраняемой природной территории и то, какие виды деятельности там разрешены или запрещены. Положение необходимо разработать с учетом местных особенностей. Предложенное решение создать нацпарк в два этапа, безусловно, оригинальное, но надо помнить, что территория здесь очень мозаичная, со сложной хозяйственной историей.