«Левак завозят туда, где нет качественных товаров»

В своем первом интервью новый епископ Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал о планах развития православия и борьбе с сектами в регионе

 

В своем первом интервью новый епископ Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал о планах развития православия и борьбе с сектами в регионе

К исполнению своих обязанностей приступил владыка Даниил. На Русский Север он прибыл из самой восточной епархии России – с Курильских островов и Сахалина. В церковной среде он имеет репутацию неутомимого борца с сектами, высокую опасность развития которых он видит и в Поморье.

– Какова история вашего назначения и переезда из самой восточной епархии России на Северо-Запад? Насколько неожиданно это было для вас самого? И какой фактор, на ваш взгляд, был решающим для этого решения Священного синода?

– Когда меня, тогда еще архимандрита Троице-Сергиевой лавры, патриарх Алексий в свое время назначил епископом Южно-Сахалинским и Курильским, я ему сказал: «Ваше Святейшество, я ничего не прошу и ни от чего не отказываюсь. Воспринял это назначение как послушание». Прошло 9 лет. К нам на Сахалин приехал патриарх Кирилл. Я увидел, что ему там понравилось – не только сам остров, природа, но и то, как возрождаются во многом потерянные к тому времени на этой окраине России православные традиции. Святейший увидел благолепие новых храмов, мы построили там очень мощный духовно-просветительский центр. Причем строительство на островах на порядок дороже, чем здесь, на континенте, плюс требуется обеспечить девятибалльную сейсмическую устойчивость. Как у нас это получилось – сложно сказать. Считаю, это просто чудо Божие… Но нам удалось выстроить правильные отношения и с городом, и областью в едином стремлении возвести новый кафедральный собор. Могу сказать, что в Сахалинской епархии сегодня все отлажено, все работает как часы. И Святейший дал всему этому высокую оценку.

А затем в Архангельской и Холмогорской епархии произошла трагедия: умер правящий епископ Тихон. Я не знал его близко, но часто встречался с ним в Москве. У меня сложилось о нем впечатление как о человеке глубоко искреннем, добром, общительном, и, когда я узнал о его уходе, для меня это было настоящим шоком. Дальше события развивались стремительно. Святейший владыка сказал: пустует кафедра, тоже очень непростая. И там тоже нужно строить кафедральный собор…

– Одним словом, вы, выражаясь современным языком, в данной ситуации – некий кризисный управляющий?

– А меня и назвали «кризис-менеджером» (смеется). В Поморье нельзя сдавать обороты духовного развития. Поэтому думаю, что патриарх, назначая меня, просто хотел, чтобы пустующее место занял такой же деятельный, активный человек, каким был владыка Тихон. В Архангельской епархии вообще очень большой потенциал – он в разы превосходит тот, что есть на Сахалине. Здесь очень мощная духовная корневая система, даже приходов больше, чем священнослужителей. В Сахалинской епархии ведь, вдумайтесь, после революции не осталось ни одного исторического храма, все существующие ныне – новодел! Первый приход и первый священнослужитель появились только 20 лет назад!

Несмотря на все имеющиеся плюсы, проблем в Архангельской епархии хватает. Что вы хотите – чем дальше от Москвы, тем тяжелей. Чем более древней является епархия – тем грандиознее задача по ее возрождению. Поэтому, уверен, дел хватит и мне, и многим моим преемникам. В Поморье кругом история, каждый храм буквально пропитан ею. Поэтому я здесь очень много слушаю. Поклонные кресты, часовни, монастыри – попасть на Соловки, где я, к слову, еще так и не побывал, всегда было моей мечтой. Богатейшая земля, священнослужители настоящие подвижники!

Весь этот потенциал мы будем использовать и для того, чтобы поддержать дальневосточный регион, раз в полгода, например, отправлять на какое-то время туда наши святыни, иконы. Там люди просто в очередь выстроятся для поклонения! Уверен, между нашими епархиями будет существовать живая связь – некое духовное «шефство».

Нужно просто стараться сделать добро окружающим людям, тому краю, где живешь. И этот край преображать. Господь спросит с каждого. С чиновника он спросит, как он строил, как он обеспечивал людей теплом. С врача – как он заботился о человеческих телах. С военного – как он охранял землю, со священника – как он народ призывал к Богу.

– Как бы вы охарактеризовали основные вызовы православию в Поморье и вообще на Северо-Западе России? Насколько велика на Русском Севере реальная опасность сект?

– Конечно, со всеми проблемами я еще не успел ознакомиться в полной мере. Однако они везде во многом одинаковы. Везде напирают секты – на Сахалине, например, особенно активны неопятидесятники, которых сложно даже христианами назвать. Эти организации активно финансируются на государственном уровне: одно направление – корейским правительством, другое – американским. На маленький Сахалин каждый год приезжали около 200 проповедников! Причем надо понимать, что секты в России работают не столько против церкви – это захват стратегических плацдармов, стремление управлять в стране. Например, «Свидетели Иеговы» в той же Германии зарегистрированы не как религиозная, а как коммерческая организация.

Завоевание территории вообще не самое главное, мы знаем это из учебников истории. Монголо-татары захватили Русь, но даже не претендовали на то, чтобы захватить сознание людей. Самое страшное – это переворот ценностной системы жителей России, когда наши люди сегодня под влиянием «проповедников» с Запада начинают думать: Россия – это «отстой», главная ценность – стандартизация духовности по европейским и американским образцам. А наши великие сограждане – Достоевский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской – язычники, так как поклонялись иконам...

Проблема одна: туда, где нет качественных товаров, завозят левак. А где ослабевает истинная духовность, приходит псевдодуховность. Вот это – настоящая государственная катастрофа. Почему привожу в пример Сахалин? Так ведь захват страны идет не с центра, а с окраин. В этом смысле Архангельская область – такой же остров!

– Одним из первых объектов, которые вы посетили в Архангельске, стала стройплощадка нового кафедрального собора. Сегодня многие архангелогородцы, пожертвовавшие деньги на его строительство, считают, что эти средства просто снова украли… Что нужно сделать для скорейшего завершения этого долгостроя и каковы реальные сроки для этого?

– Как сказано в Писании: начинаешь доброе дело – уготовь сердце свое к испытаниям. Мой опыт убеждает меня, что в таких проектах нужны не только наши молитвы, но и усилия профессионалов. Мне пока сложно сказать, почему собор до сих пор не был построен, – я начинаю работать с чистого листа… Тем не менее эта задача – одно из самых главных моих личных дел на сегодняшний день! О чем говорить, если мы сегодня проводили епархиальное собрание, и даже нам, священникам, элементарно места не хватает, лавок не хватает! Огромный город, множество народа, чудесные люди – я убедился в этом на рождественском гулянии, которое в морозы собрало на улице тысячи человек. Конечно, собор необходим, и он будет построен, я в этом уверен.

Моя мечта, чтобы уже в наступившем 2011 году мы провели бы службу в нижнем храме собора – пусть даже основное строительство не будет закончено. Начнутся службы – будет достроено и все остальное. Кафедральный собор – это лицо региона! Он должен быть таким, чтобы человек, приехав и увидев его, сказал: здесь православие сильно, крепко, надолго!

досье «нв»

 

Епископ Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских) родился 27 декабря 1960 года в Воронеже. После армии обучался в Одесской духовной семинарии, по ее окончании поступил в Московскую духовную академию. В 1985 году был пострижен в монашество в Свято-Троице-Сергиевой лавре с именем Даниил.

В 1985 году рукоположен во иеродиакона, в 1986 году – в иеромонаха. В 1988 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 26 марта 1988 года возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 года – в сан архимандрита Свято-Троице-Сергиевой лавры.

11 ноября 2001 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием архимандрит Даниил рукоположен во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

Награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I и II степени.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.