Запутались в автобусах
Изменение схемы маршрутов общественного транспорта в Вологде вызвало бурю негодования у жителей областного центра
Изменение схемы маршрутов общественного транспорта в Вологде вызвало бурю негодования у жителей областного центраСразу два неприятных «подарка» преподнесли в январе жителям Вологды местные перевозчики и городские власти. Вместе с повышением тарифов на проезд в общественном транспорте кардинально изменена схема движения внутригородских автобусов. Больше половины из них сменили привычную нумерацию или маршрут, некоторые частные компании удалены с рынка услуг, а обозленные начавшейся путаницей пассажиры бомбардируют горадминистрацию жалобами и подозревают в первопричинах происходящего корыстные интересы отдельных городских руководителей.
Сами власти объясняют нововведение необходимостью оптимизировать транспортную сеть. Мол, в последние годы, когда с приходом частных перевозчиков количество автобусов на улицах Вологды значительно увеличилось, многие маршруты стали дублироваться. А в погоне за пассажирами водители некоторых автобусов стали устраивать настоящие гонки прямо на оживленных магистралях, пытаясь опередить конкурентов. Поэтому работа над новой транспортной схемой по заказу департамента городского хозяйства была начата еще в 2008 году, потом прошла апробацию и вступила в силу лишь после того, как с победившими на муниципальном конкурсе перевозчиками были заключены договоры на обслуживание конкретных маршрутов.
Возможно, что все было именно так. Но тогда тем более удивительно, что столь продолжительная по времени подготовительная работа оказалась не замеченной пассажирами. Уже с первых чисел января самым актуальным вопросом на остановках стал такой: куда и как идет любой вновь подходящий автобус? Власти, правда, обязали перевозчиков как минимум до конца января устанавливать на автобусах двойные таблички – с обозначением старой и новой нумерации. Но это распоряжение выполнили далеко не все. К тому же старые и новые маршруты зачастую не совпадают, да еще не на высоте оказались и некоторые кондукторы (от отрывных билетов и компостеров в Вологде отказались еще пять лет тому назад), честно заявлявшие пассажирам, что сами еще не до конца выучили перечень остановок на маршруте.
Не удивительно, что только за первую половину января в городскую администрацию, редакции местных газет и в транспортные колонны поступило около 300 жалоб от разгневанных пассажиров. Основных претензий три – путаница с номерами, увеличение интервалов движения на некоторых направлениях и отсутствие беспересадочных маршрутов между отдаленными микрорайонами.
– Год назад наша семья переехала с улицы Панкратова в VI микрорайон, – рассказала вологжанка Анна Чернышова. – Но ребенок решил учиться в старой школе, там у него все друзья, знакомые педагоги. Раньше без проблем возила его в школу и забирала обратно на 66-м маршруте. Теперь его отменили, а реальной замены нет – приходится добираться с пересадкой. Билет на автобус с 1 января подорожал с 14 до 16 рублей. Вроде немного, но я тут подсчитала, что в месяц на переезды вместе с ребенком из нашего бюджета будет уходить почти полторы тысячи рублей. При моей зарплате в 8 тысяч – это более чем ощутимая сумма!
Впрочем, несмотря на множество критических откликов, отказываться от новой транспортной схемы городские чиновники не собираются.
– Эта схема сделана для удобства вологжан, – стоит на своем начальник департамента городского хозяйства Алексей Осокин. – Она оптимизирует всю маршрутную сеть, в ней меньше пересечений, меньше параллелей по маршрутам. Если есть недовольство у граждан, то оно будет нами учтено при внесении изменений в транспортную схему. Это ведь не догма. Сейчас мы нарабатываем практику, работаем над совершенствованием маршрутной сети.
Между тем у нынешних транспортных пертурбаций в Вологде есть еще одна подоплека, о которой вслух особо не говорят, но которая тем не менее присутствует. Дело в том, что основные пассажирские перевозки осуществляются в областном центре двумя видами транспорта – троллейбусами и автобусами. Но парк электротранспорта давно уже акционировался и, по сути, превратился в частную компанию – ОАО «Вологдаэлектротранс». Тогда как автобусная автоколонна ПАТП-1 была и остается муниципальным предприятием. Между перевозчиками есть давняя конкуренция, причем на стороне «троллейбусников» негласно выступают владельцы небольших частных автопредприятий. Они считают, что вся новая транспортная схема перекроена в угоду «муниципалам», но городские власти, естественно, эту версию отвергают.
прямая речьАндрей Боярищев, заместитель директора Вологодского центра региональной проблематики:
– Недовольство вологжан новой транспортной схемой действительно велико. Но, думаю, здесь имеет место своеобразный эффект привыкания. К старой нумерации маршрутов люди привыкли и от переименования поначалу испытали психологический дискомфорт. Через две-три недели пассажиры запомнят новые маршруты, и тогда волна негодования пойдет на спад. А вот в чем истинная причина отмены некоторых маршрутов – мне не совсем понятно. Транспортники говорят, что такие маршруты нерентабельны, а ради пяти-семи человек нет смысла выпускать на линию пассажирские машины. Но по этой логике получается, что следует закрыть и оставшиеся в городе общественные бани и кинотеатры в отдаленных микрорайонах – ведь они тоже никакой прибыли не приносят. Так же заметно, что парк автобусов на вологодских улицах постепенно меняется. На смену устаревшим «Икарусам» и пассажирским машинам турецкой сборки приходят автобусы «Олимп» местного производства. Особенно на маршрутах, обслуживаемых муниципалами. Не секрет, что городские чиновники прямо или косвенно поддерживают предприятие, где их производят. Это хорошо – город получает дополнительные налоговые платежи и новые рабочие места. Насколько такие действия соизмеряются с принципами честной конкуренции – вопрос другой, и лежащий скорее в плоскости этики. Есть ли здесь корыстный интерес отдельных чиновников? Конкретными фактами я не располагаю, а оперировать слухами и домыслами желания у меня нет.