Уплыть в неизвестность
Женщина, чей сын пропал больше четырех лет назад, оказалась в водовороте бесчеловечности
Женщина, чей сын пропал больше четырех лет назад, оказалась в водовороте бесчеловечности
Писать о людях, пропавших без вести, и не скатиться в излишний пафос крайне трудно. Можно быть готовым к кирпичу, упавшему с крыши, к тяжелой болезни и даже смерти близкого человека. Но потерять его следы – самая ужасная форма утраты. С этого момента человек обречен. Изо дня в день он гонит от себя мрачные мысли, которые навязывает воображение, страдает от бессилия и с маниакальным упорством продолжает поиски. Обивает пороги госструктур, несет деньги сыскным агентствам, преодолевает тысячи километров, чтобы встретиться с прославленной ведуньей. Для кого-то это ад, растянувшийся на годы. В нем оказалась и наша героиня, Валентина Ивановна Якшина, потерявшая четыре с половиной года назад своего сына.
Летом 2006 года Сергей Якшин ступил на борт теплохода, плывущего на Валаам. Впереди его ждали три дня с новыми коллегами и встреча с чудным островом. Завершить путешествие планировалось корпоративными танцами. Все так и вышло. Вот только после дискотеки в свою каюту Сергей не вернулся. К питерским берегам теплоход причалил, так и не досчитавшись одного пассажира. За ночь сосед по каюте связался с матерью молодого человека, и прибытия судна она ждала в порту. Валентина Ивановна стала просить капитана Протасьева организовать поисковые мероприятия в Ладожском озере, но тот отказал женщине, и теплоход «Виссарион Белинский» в назначенный час ушел в очередной круиз.
Напротив меня сидит женщина, история которой читается в морщинках, взгляде, движениях. Мне трудно представить, какой она была до этой трагедии. Но я точно знаю, что не такой. Ведь она была счастливой мамой любящего сына. За четыре с половиной года с того судьбоносного дня Валентина Ивановна пережила не только потерю своего ребенка, но и серьезную болезнь, операцию, вынужденный уход с любимой работы.
Впрочем, кое-что капитан Протасьев все-таки предпринял. Еще ночью, когда Сергея не обнаружили сослуживцы, организовал розыск на судне. Почему Протасьев на этом успокоился, остается загадкой. Ни в правоохранительные органы, ни в МЧС или любую другую спасательную службу он также не обращался. За него это сделала мать пропавшего. Сама же в итоге и наняла лодку, на которой прочесывала Ладогу. Прокуратура, несмотря на всю очевидность случившегося, в возбуждении уголовного дела отказала. По мнению ее работника, Миловидовой, турист не погиб, а бесследно исчез. То ли НЛО забрал, то ли в параллельный мир погулять ушел...
Не найдя поддержки во властных структурах, Якшина обратилась в Общественную приемную Балтийской медиа-группы. С этого момента началась череда судебных разбирательств. Якшина пыталась привлечь к ответственности тех, кто брать ее на себя ну никак не хотел. С тем же трудом она добивалась и продолжения поисковых работ, «изводя» своими звонками и приездами правоохранительные органы. Даже для того, чтобы провели опрос свидетелей происшествия, Якшиной потребовалось выиграть суд.
– Женщина оказалась в водовороте бесчеловечности со стороны прокуратуры и милиции. К ней не проявили никакого сочувствия, более того, обращались так, будто она сама виновата в гибели сына, – комментирует дело заместитель руководителя Общественной приемной Борис Филимонов. – Если проанализировать проделанную «работу» по факту пропажи сына, Якшиной и другим российским гражданам, кто потерял своих родственников, остается только искренне посочувствовать.
Между тем, спустя всего месяц после разы-гравшейся на теплоходе «Виссарион Белинский» трагедии, во Всеволожском районе на берегу Ладожского озера был обнаружен труп неизвестного мужчины. На место происшествия выезжали сотрудники прокуратуры. Труп признали неопознанным и захоронили. Для таких покойников без роду и племени на кладбище отведены особые могилы. Длинные траншеи глубиной в метр, рядом – останки бомжей, неопознанных жертв преступлений и те, чьи «любящие» родственники отказались оплатить захоронение. Для каждого от государства – столбик с номером акта вскрытия. Через три-четыре года отыскать в этой могиле своего близкого почти невозможно. Как выяснится позже, найденный труп был трупом пропавшего юноши. Об этом мать узнает лишь в 2010 году. Показательно, что, когда Якшина обзванивала прибрежные отделы внутренних дел, оставляя пресловутый список особых примет, говорила она и с представителями из Всеволожского района.
Сегодня Якшина продолжает судиться, желая получить компенсацию за моральный и физический вред, нанесенный ей бездействием системы, которая как отлаженный механизм должна была сработать и найти ее сына.
шесть шаговЧто делать, если пропал близкий человек
1. Обзвонить всех его знакомых и места, где он может находиться. Если это ни к чему не привело, то обратиться в Бюро регистрации несчастных случаев. Оно есть в каждом городе при ГУВД. Желательно иметь его телефон в записной книжке заблаговременно. Каждые 24 часа в бюро стекается актуальная информация из вытрезвителей, дежурных частей ОВД, медучреждений и моргов. Факт возможной госпитализации человека также можно проверить по телефону 03.
2. Обратиться в районный отдел внутренних дел. Важно знать, что дежурный не вправе отказать в подаче заявления независимо от времени пропажи человека. При себе следует иметь фотографию пропавшего, а также документы, удостоверяющие личность. Чем больше примет человека вы назовете, тем легче будет его идентифицировать. Милиции также немаловажно знать, в какой поликлинике и у какого стоматолога лечился пропавший.
3. Если вы уверены, что близкий мог стать жертвой преступления, обратитесь в прокуратуру вашего города для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
4. В случае пропажи человека в лесу или на воде, обратитесь в поисково-спасательную службу МЧС.
5. Обратитесь в общественные организации, занимающиеся поиском граждан на добровольной основе. Не лишним будет поместить объявление в интернете, где работают десятки специализированных сайтов.
6. Если, по вашему мнению, милиция не ищет вашего близкого, обратитесь в СМИ города.
альтернативные способы поиска
Андрей Волков, директор детективного агентства:– После того как к нам обращается клиент, мы связываемся с правоохранительными органами и все время работы над делом держим их в курсе. Как это ни цинично звучит, но успех зависит от того, насколько платежеспособен человек. Поиск требует денежных вливаний. Например, немало стоит «пробить» его по мобильному телефону. Всего же расследование может стоить от 50 до 350 тысяч рублей. Конечно, есть процент тех, кого очень трудно, а порой невозможно найти. Как отыскать человека, который добровольно ушел из дома? У меня целая коллекция записок самоубийц. Они уходят в леса, умирают, их тела обгладывают звери, и по останкам их уже невозможно опознать. Людей увлекают в секты, где их также сложно найти, потому что эти организации держатся обособленно. И таких случаев на самом деле немало. Буквально перед новым годом мы нашли девочку, ставшую жертвой сектантов. Пропала она в Петербурге, а нашли ее аж в Энгельсе.Анна Дзяд, волонтер организации по поиску пропавших детей:– Люди у нас абсолютно разные – от профессиональных спасателей, медиков, автомобилистов, учителей, психологов до домохозяек и студентов. Так что сопереживающие чужому горю есть везде. У меня самой есть дочь. Я представляю, что чувствуют родители, у которых пропал ребенок, и хочу им помочь. У нашей организации несколько основных направлений работы. Первое – полевое. Наши добровольцы опрашивают людей, клеят на месте объявления, прочесывают местность. Второе – медийное. По максимуму распространяем информацию о пропавшем ребенке на сайтах, форумах, через СМИ. Трудно найти тех детей, которые не хотят, чтобы их нашли. Такими были поиски Володи Назарова из подмосковного Жуковского. Парень сам сбежал из дома, побоявшись наказания мамы за разбитый фотоаппарат. Несколько раз его видели, но он всегда успевал сбежать. В итоге одиннадцатилетний мальчик два месяца провел на улице. Сегодня мы стараемся организовать поиски в тех городах, где пока нет наших волонтеров, но есть люди, готовые помочь. Главное – до них «достучаться», пробудить то хорошее, что заставит помогать бескорыстно. А пробудив, направить помощь в нужное русло. Помочь организовать поиск, а не просто быть ищущей толпой с благими намерениями.