«Кризис возможен каждую минуту»
Вопреки здравому смыслу и экономической выгоде руководство завода, обеспечивающего боеготовность Балтфлота, всеми силами старается уничтожить уникальное предприятие
Вопреки здравому смыслу и экономической выгоде руководство завода, обеспечивающего боеготовность Балтфлота, всеми силами старается уничтожить уникальное предприятиеВ Калининградской области проведены первые действенные мероприятия по выводу из кризиса уникального завода связи Балтийского флота. Вот только спасением производства, важнейшего для обеспечения боеспособности кораблей, занимаются не самоустранившиеся руководители предприятия, а простые рабочие и чиновники регионального правительства.
«Невское время» неоднократно писало о катастрофическом положении, сложившемся за последний год на 772-м ремонтном заводе связи. Писало не случайно, прекрасно сознавая значимость этого небольшого производства для обороноспособности Балтики.
– Практически ни один корабль не может выйти в море без ремонта или поверки средств связи на нашем заводе, – поясняет лидер местного профсоюза Андрей Кравцов. – Поэтому проблем с загрузкой, а следовательно, и с зарплатой никогда не было. За годы работы у нас сложился дружный и, что самое главное, квалифицированный коллектив. Однако в последние пару лет руководство в Москве затеяло какие-то непонятные кадровые перестановки, которые привели завод практически к банкротству.
Как результат – «мудрое» начальство сначала в августе прошлого года попросту решило разогнать работников завода, затеяв кампанию по отмене действующих трудовых контрактов и подменой их на договора срочные.
– Срок действия данных договоров истекал в декабре 2010 года, – рассказывает другой специалист Андрей Кузовлев. – То есть под Новый год мы по мановению руки начальства могли запросто оказаться на улице.
Рабочие категорически отказались от такой руководящей затеи и написали письма во все инстанции. И нашли понимание в контролирующих органах. Из прокуратуры в адрес предприимчивого директората пришла казенная бумага: ваши действия незаконны и даже наказуемы. А после освещения проблем на оборонном предприятии в «НВ» в маленький Приморск поспешили проверяющие. Ревизию состояния дел на производстве возглавил депутат Государственной думы Михаил Бабич. На предприятии поднялся большой переполох. И руководители завода Вячеслав Бутлеров и Виктор Григорьев затею сразу похоронили. Впрочем, они тут же выдвинули новую инициативу: перевести столь ненавистный им пролетариат на трехдневную рабочую неделю с февраля этого года. В связи с отсутствием загрузки на предприятии. И с соответствующим сокращением зарплаты специалистам до 3–5 тысяч рублей в месяц.
– На такую зарплату не прожить, – констатирует Кравцов. – Семьи не прокормить. Проще прожить на пособие по безработице. При этом себе любимым, равно как и своим секретаршам, директора оставили трудовую пятидневку и полный докризисный пансион, в десятки раз превышающий наши заработки.
Неуступчивые рабочие снова встали на защиту своих интересов. За это против активистов профсоюза администрация развернула полномасшабную войну. Но трудовой коллектив поддержали чиновники в трудовой инспекции региона, где однозначно сделали вывод: «приказ и. о. генерального директора В.С. Григорьева об установлении режима рабочего времени незаконен».
– Трудовое законодательство попросту не предусматривает возможности установления такого графика по инициативе работодателя без добровольного согласия на это наемных работников, – сообщили корреспонденту «НВ» в правозащитном департаменте.
Но отменить трехдневку и найти загрузку для предприятия – две большие разницы. Не надеясь на финансово обеспеченный директорат, профсоюзы напрямую обратились в январе к губернатору Калининградской области Николаю Цуканову. Сразу же после обращения завод посетил руководитель департамента министерства промышленности региона Николай Мурашов.
– После детальных консультаций губернатор предложил комплексный выход из создавшейся ситуации, – рассказал корреспонденту «НВ» министр промышленности Олег Шлык. – Он пробил включение в программу самого крупного судостроительного предприятия региона – завода «Янтарь». Эта программа дает полное обеспечение загрузкой верфи. Соответственно, возрастает объем подрядов, которые и будут переданы контрагентам. Именно по профилю связи будет обеспечен фронт работ для 772-го завода. Это не проект, это вопрос ближайшего будущего – двух-трех недель. Сейчас мы просто ждем окончательных цифр, подтверждающих объемы производства.
Рабочие уникального оборонного завода очень надеются, что слова министра в очевидном будущем станут явью.
– Выходит, ситуация не была такой фатальной, – резюмирует профсоюзный лидер. – Просто руководителям было неинтересно обеспечивать людей работой. Или наоборот. Было интересно не обеспечивать. Поэтому, несмотря на решение вопроса, при нынешнем руководстве кризис возможен каждую минуту.