Решили экономить на инвалидах?
Родители считают, что больных детей лишают государственной поддержки ради копеечной экономии бюджетных средств
Родители считают, что больных детей лишают государственной поддержки ради копеечной экономии бюджетных средств
В нашу газету обратились родители детей-инвалидов, которым отказали в продлении инвалидности. Их истории схожи. Детишки болеют не первый год, вынуждены обучаться на дому, постоянно принимать лекарства, проходить обследования и курсы реабилитации… Проблем с признанием инвалидности все эти годы у них, разумеется, не было. Однако в этот раз (а комиссию, как правило, необходимо проходить ежегодно) на переосвидетельствовании в отделениях Медико-социальной экспертизы (МСЭ) в инвалидности им отказали. Ссылаясь «на Москву»...
– Никаких причин для такого решения нет, – уверена одна из мам, – здоровье ребенка за это время не только не улучшилось, но даже ухудшилось. И в таком же положении оказалось много детей.
На бумаге, например, «выздоровел» даже ребенок с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Вернее, не выздоровел (врачи признают, что человек болен), но вот инвалидом почему-то быть перестал. А потеря этого статуса означает лишение всякой государственной поддержки.
Впервые о «массовом оздоровлении» детей-инвалидов заговорили два года назад в Самарской области. Тогда в прессу попали сведения о том, что более 800 детей вдруг и разом потеряли статус инвалида. Общественные организации и СМИ привлекли к этой проблеме внимание, но тогда чиновникам удалось выкрутиться: мол, все в рамках закона. Ни одного судебного разбирательства не было. А из тех родителей, что обжаловали решение местных комиссий, лишь единицы добились его пересмотра.
И вот теперь похожая ситуация наблюдается в Петербурге. В историях, которые нам рассказали обратившиеся в редакцию родители, есть одна любопытная деталь. Некоторые сотрудники районных отделений МСЭ в порыве откровенности (из серии «между нами») ссылались на неких московских проверяющих, которые якобы передали устную директиву ужесточить порядок получения инвалидности.
Официальный запрос «НВ» по этому поводу главный эксперт МСЭ по Петербургу проигнорировал. Застать его на рабочем месте нам также не удалось. Сложилось впечатление, что представители МСЭ просто избегают общаться с журналистами на эту тему.
Зато версию о «плановом» сокращении числа детей-инвалидов подтвердил заместитель руководителя Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Ольга Смирнова:
– Это тенденция существует. Статистику мы не ведем, но судя по тому, что нам говорят родители, сокращения действительно идут.
По мнению Ольги Смирновой, причин для такой государственной политики несколько. Это и экономия средств, и улучшение статистических показателей.
Что же делать?
– В 2008 году было принято постановление правительства № 247, – говорит Юрий Б., юрист, инвалид. – В этом постановлении есть перечень хронических заболеваний, по которым дается инвалидность. Если заболевание детишек, родители которых к вам обратились, входят в этот список, то решение комиссии незаконно. И это повод для подачи искового заявления в суд.
Действительно, такое постановление и такой перечень существуют. Но в него внесены только самые страшные заболевания. А вот что касается случаев не столь очевидных, то здесь у чиновников от медицины полный простор для бумажного творчества.
– У нас в стране вообще существует проблема: чиновники на местах трактуют федеральные законы так, как им выгодно, – отмечает юрист.
– Мой ребенок болен, – рассказывает одна из обратившихся в редакцию женщин. – Лучше ему не становится, но в этом году в инвалидности нам отказали. Что ж – справимся как-нибудь и без помощи государства. Но неужели властям больше не на чем сэкономить, как на тех копейках, которые перепадают инвалидам? Я понимаю, если бы нам в инвалидности отказали и наши средства пошли бы на помощь очень тяжело больным детям. Так ведь нет – пенсии как были копеечными, так и остаются. Неужели при нынешних ценах на нефть и при нынешних госрасходах на различные крупные проекты государству так уж необходимо экономить на детях-инвалидах? И как на этом фоне воспринимать разговоры о социально ориентированном государстве?
«Диагноз есть, инвалидности – нет»Из общения на родительском интернет-форуме Littleone (раздел для родителей детей-инвалидов):– Диагноз ДЦП. Большими усилиями подняла ребенка – внешне даже и не скажешь, что ДЦП. Сегодня была на переосвидетельствовании. Они посмотрели, что-то засомневались, отправили на консультацию к неврологу… (Спустя несколько дней. – Прим. «НВ».) …Прождали приема час, промерзли. Спрашивали, смотрели три врача. Все без эмоций. Так же без эмоций сказали, что «ребенок себя компенсирует в своем заболевании». Диагноз остается, но инвалидность нет!– Получила сегодня незабываемые впечатления на комиссии по инвалидности. Все так быстро, все так вежливо. Только послали нас теперь в Главное бюро: мол, мы по новым требованиям слишком хороши для инвалидности... Ну и что, что новые легкие и щитовидка не отросли? Ну и что, что мама ж… рвет, чтобы не допустить обострений, а ребенок постоянно на гормонах и на домашнем режиме? «Он болен, но это не значит, что он инвалид». А ведь ничего кардинально за два года не изменилось, и раньше вообще вопросов не возникало. «У вас, – говорят, – положительная динамика». А какими силами, средствами и жертвами эта динамика достигнута! И теперь нас всего этого хотят лишить...– Сегодня переоформляли инвалидность (у нас по слуху). Нам дали на два года, я поинтересовалась, когда мы сможем рассчитывать до 18 лет? Раньше с нашим диагнозом давали. На что нам сказали, что до комиссии из Москвы давали, а теперь не могут. Что требования такие, что чуть ли никому не давать. Они (в МСЭ) сами в недоумении. – В этом году дали инвалидность, но в следующем, сказали, снимут – на том основании, что у нас сняли контрактор с позвоночника. Хотя раньше давали до 18 лет... А то, что ребенку запрещены любые нагрузки, падения, что он не может себя обслуживать (даже сесть на горшок не может сам) – это никого не волнует.– Нас долго мурыжили, потом одну вызвали в кабинет, мы беседовали. В разговоре проскользнула фраза, что из Москвы проверка была. Что инвалидов сокращают, что теперь более строго все.– Чем можно объяснить, что сняли инвалидность у ребенка с одной почкой, у ребенка, нуждающегося в операциях на сердце?– Государству совершенно не нужны «косвенные» методы, чтобы урезать какие-либо пособия. Оно давно делает это открыто и цинично.