«Школьник должен сам выбирать предметы»
Петербургский 11-классник Кирилл Петрюков привез из Африки сразу три золотые медали Международной олимпиады по химии, физике и биологии
Петербургский 11-классник Кирилл Петрюков привез из Африки сразу три золотые медали Международной олимпиады по химии, физике и биологии– Кирилл, во-первых, поздравляю тебя с таким грандиозным успехом! Вспоминаю, как сам участвовал в олимпиадах, хотя и не так удачно, как ты, и помню, что это – испытание не только на знания, а прежде всего на нервы и выносливость. А тут еще дело было в Африке…
– Да, улетал – было минус 30, а прилетели в столицу Нигерии – там плюс 34! Поэтому нам дали два дня на акклиматизацию, и только потом начались туры. Задания были сложнее, чем на петербургских олимпиадах, но немного проще, чем на всероссийских. Три предмета – физика, химия и биология. Мы, а нас было шестеро, взяли серебро в командном зачете и три золота в индивидуальном.
– Ты скромно умалчиваешь, кто именно завоевал все три победы…
– Не зря занимался до последнего. Некоторые говорят, что нельзя читать перед олимпиадой, надо отдыхать…
– Чтобы не «перегореть»?
– Да. Но, я считаю, что заниматься надо. И именно то, что я повторил в последнюю ночь, мне и попалось: как раз про энергию «черного тела».
– Когда вернулся в Петербург, что-то изменилось в отношениях с окружающими? Почувствовал ли себя особенным в классе? Зависть?
– Зависть? Не знаю. А отношение изменилось. Правда, я по возвращении всего один день в школе был. Но все положительно отнеслись к победе и очень поддерживают.
– К тебе уже проявляют интерес, звонили из МГУ. Физика, химия, биология... К чему все-таки больше лежит душа? Кем себя видишь в будущем?
– Душа однозначно к химии лежит. Я и попал на Международную олимпиаду, выиграв всероссийскую именно по химии. А по биологии и физике брал только вторые места. Поэтому поступать буду либо на химфак МГУ, либо в медицинский.
– Слушаю тебя, смотрю на интерьеры 526-й школы, в которой сам учился. И будто попал в другую страну: проекторы, электронные доски… Скажи, твой успех – результат этих условий или личный подвиг?
– Учителя у нас очень хорошие. Оборудование, конечно, самое лучшее, но главное – учителя! Они всегда и со всеми желающими остаются допоздна и объясняют все и всем, кто что хочет. Лично я так все время оставался с преподавателями – и по физике, и по химии, и по биологии. Считаю, что если так готовиться, то многие могли бы на моем месте выиграть.
– Оканчивая школу, оглядываясь назад, что бы ты в ней изменил на месте министра образования?
– Сделал бы некоторые предметы добровольными, ввел профильные классы. Специализацию, считаю, надо начинать как можно раньше – с седьмого класса. И обязательно свободное расписание – чтобы человек сам выбирал, какие предметы ему важны для жизни, какие нет. У нас, считаю, предметов слишком много, и они мало кому пригодятся.
– А где ты себя дальше видишь: в науке или в чем-то прикладном?
– Все-таки, думаю, в науке. Это – мое.
– Вольно или невольно, но символом современной отечественной науки стал математик Перельман, живущий отшельником. Вижу, ты – полная противоположность. Как человек, входящий в большую жизнь и науку, скажи: чего не хватает, чтобы страна рванула?
– Наверное, желания заниматься наукой. Будет желание – все остальное придет.
– А не думаешь ли, что наша наука и без того забежала вперед? Может, надо бросить силы на внедрение? По статистике, образованность нашего населения – одна из лучших в мире, только на полках магазинов это не сказывается: все товары – азиатские…
– У них там, знаю, такая система, что если ты проявляешь к чему-то способности, то тебя увозят в отдельный лагерь и дают возможность не отвлекаться ни на что, кроме любимого предмета. Лучших отбирают, концентрируют и узко натаскивают годами.
– А как бы ты себя чувствовал в классе таких же, как ты? Не мешало бы соседство юных гениев?
– Нет! Например, в нашей сборной мы находили много тем для общения. Было очень интересно.
– А чем живут большинство твоих сверстников? Модно рассуждать о том, как вас портит массовая культура, компьютеры… А в последнее время в стране происходят молодежные акции, замешанные на национализме. Возникает ощущение какой-то накопившейся необузданной энергии… Почему ты не такой?
– Если говорить обо мне, то на меня очень сильно повлияла семья – поддержала в хороших устремлениях. И учителя в школе мной сразу заинтересовались. Было интересно на уроках. Я никогда не тратил время на что-то постороннее. Очень благодарен своей первой учительнице по химии – Татьяне Геннадьевне. Она так заинтересовала предметом, что я уже ушел в него навсегда. А люди, которые принимают участие в этих акциях… Думаю, им было уделено недостаточно внимания. Их не очень любили родители, им не очень повезло с учителями, со школой, не сложились отношения с окружающими. Может, поэтому они пошли таким путем?