Театр спустили с небес на землю

Чтобы реконструировать Каменноостровский театр, строителям пришлось применить уникальную технологию и «подвесить» здание в воздухе

Чтобы реконструировать Каменноостровский театр, строителям пришлось применить уникальную технологию и «подвесить» здание в воздухеВчера на набережной реки Крестовки, 10, состоялось выездное заседание Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, на котором был оценен завершающий этап работ по реставрации и приспособлению для современного использования здания Каменноостровского театра.

Первоначально предполагалось, что изящное деревянное сооружение с колоннами и портиками, выстроенное в 1827 году по проекту архитектора Смарагда Шустова за 40 дней, простоит всего один год, – однако запас прочности оказался куда выше. Через 17 лет архитектор Альберт Кавос укрепил здание, чтобы оно прожило в качестве театра еще полвека. И… оно выдержало еще 120 лет! В 60-е годы прошлого века его отреставрировали, укрепили опоры – но жучок основательно подъел дерево, доски стали сгнивать, утратилась прочность соединений конструкций.

Вряд ли деревянное сооружение, которое использовалось в последние годы лишь для репетиций оркестра, можно было бы в итоге сохранить, если бы не решение приспособить его для Малой сцены Большого драматического театра (здание было подарено театру президентом России Владимиром Путиным в 2005 году). Работы начались в 2007-м.

На полную реставрацию здания и его интерьеров, укрепление перекрытий, строительство подземных помещений, углубившихся на 7 метров, перестройку сцены по передовым технологиям, которые сегодня применяются в Италии и Германии (теперь поднимаются и опускаются разные части сцены и даже изменяется угол наклона пола зрительного зала), потребовалась сумма в 1 миллиард 665 миллионов рублей.

– Да, сумма немалая, но правительство Петербурга сознательно пошло на эти затраты, – говорит председатель КГИОПа Вера Дементьева. – Известно, что японские и китайские театры, к примеру, не реконструируют, а строят новые – это экономически более оправданно. Мы же обязаны были сохранить уникальное здание и потому применили технологии абсолютно новые для Петербурга. Пришлось «подвесить» здание на сваях с помощью системы обвязочных балок на семь метров над землей и строить внутренние помещения, где теперь на площади в 4000 квадратных метров находятся все системы управления, склады, аппаратные, зрительский вход, фойе, гардероб, буфет, туалеты, лифты. А через полтора года здание снова опустили на землю.

Автор концепции реставрации и проекта интерьеров архитектор Владимир Бурыгин рассказал «НВ» о том, что подлинных конструкций и деталей в здании осталось около 80 процентов:

– Пожарной безопасности уделено особое внимание, потому как дерево здесь осталось основным материалом: перекрытия, полы, лестницы, стены, потолок и несущая часть здания – деревянные. Но актерам здесь будет легко играть – для акустики дерево в зрительном зале подобрано специальное – бессучковое.

Огромную часть строительных и реставрационных работ выполнила группа компаний «ИНТАРСИЯ». Всего за три месяца специалистам удалось приспособить историческое здание под современные требования – оно выглядит имперски парадно и оснащено новейшей системой вентиляции, влажностного контроля, водопровода.

Каменноостровский театр, который может теперь работать круглогодично, примет первых зрителей уже в конце мая 2011 года. Художественный руководитель БДТ Темур Чхеидзе готовит к открытию спектакль о Петербурге. Пока режиссер не выдает секрета, будет ли использовать возможности новой сцены-трансформера, но он очень рад, что в условиях ремонта основного здания на Фонтанке театр обретает новую и столь качественную площадку. Актеры, правда, озадачены: в прекрасном дворце гримерки для них предусмотрены, а репетиционного зала нет. Хотя… дареному коню в зубы не смотрят.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.