«Меня Пушкин прикалывает»

Пушкинский фестиваль на Псковщине знакомит взрослых с новым сценическим прочтением знакомых произведений, а юным зрителям зачастую открывает великого поэта

Пушкинский фестиваль на Псковщине знакомит взрослых с новым сценическим прочтением знакомых произведений, а юным зрителям зачастую открывает великого поэта.

Поезд с петербургскими участниками Творческой лаборатории ХVIII Пушкинского театрального фестиваля еще не отошел от перрона Витебского вокзала, а из Пскова уже по мобильному телефону докладывали:

– Все билеты на Доронину проданы! Но еще раньше распроданы билеты на «Гамлета»…

На церемонии открытия фестиваля выступающие отмечали, что за 18 лет на Псковской земле были представлены более двухсот театральных коллективов как из России, так и дальнего и ближнего зарубежья. Таким образом создается полное сценическое собрание сочинений Александра Сергеевича. Это исключительный форум еще и потому, что нет ни побежденных, ни победителей; каждый участник получает только памятный диплом.

– Поколения сменяются, а зал все равно полон. Это замечательно! – воскликнул инициатор необычного театрального смотра народный артист России, лауреат Государственной премии России Владимир Рецептер. – Хочется, чтобы у нашего фестиваля не было юбилейных дат, чтобы он просто продолжался.

В приветственной телеграмме министр культуры России Александр Авдеев отметил, что Пушкинский фестиваль «стал заметным явлением в культурной жизни России», что он «содействует формированию единого культурного пространства России».

Открывался ХVIII Пушкинский фестиваль спектаклем Центра оперного пения Галины Вишневской «Евгений Онегин». «Невозможно представить российскую культуру без подобных праздников искусства… С Татьяны в «Евгении Онегине» начался мой путь в Большом театре, вместе с ней я прощалась с большой сценой в парижской «Гранд-опера». И я счастлива, что могу передать его своим ученикам, которые сегодня открывают фестиваль, посвященный великому поэту», – говорилось в письме Галины Вишневской, которое прочитала ее дочь, Ольга Ростропович.

– Петр Ильич Чайковский написал эту оперу для молодых певцов и первое исполнение поручил молодым. Следуя традиции, сегодня будут петь молодые ученики Галины Вишневской, для которых участие в Пушкинском театральном фестивале – большая честь, – добавила от себя Ольга Мстиславовна.

В фестивальном репертуаре две версии одной из маленьких трагедий: моноспектакль Роберта Дантонеля «Моцарт и Сальери» (российско-французский проект) и спектакль «Директор театра» московского агентства «Арт-партнер ХХI» (постановка народного артиста России Дмитрия Бертмана с участием народных артистов России Игоря Костолевского, Михаила Филиппова и Михаила Янушкевича), два спектакля Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге: моноспектакль Сергея Барковского «История села Горюхина» (режиссер – заслуженный деятель искусств Карелии Андрей Андреев) и «Гамлет» (режиссер – народный артист России Владимир Рецептер). Не обделены вниманием и маленькие зрители. Челябинский ТЮЗ привез «Сказку о золотом петушке», а Ивановский областной драматический театр – «Сказку о царе Салтане». И если после взрослых спектаклей зрители обменивались мнениями по взрослому: «Еще одно прочтение Пушкина! Замечательное прочтение!» – то после спектакля «Сказка о царе Салтане» одна школьница сказала другой:

– Меня Пушкин прикалывает!

Органично вплетенными в репертуар оказались и два поэтических вечера. Народный артист России Владимир Свекольников, актер Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина (основная площадка фестиваля) читал «Графа Нулина» и стихи Александра Блока. Читал так, что два последующие дня театроведы Москвы и Петербурга удивлялись: почему Свекольников до сих пор не в штате какого-нибудь прославленного театра в одной из российских столиц?!

На творческом вечере народной артистки СССР Татьяны Дорониной «Пушкин и другие» (в концерте принимал участие и народный артист России Валентин Клементьев) звучали стихи Александра Пушкина, Александра Блока, Марины Цветаевой.

– Спасибо, что славный город Псков в это трудное время, когда очень мало читают и совсем забыли о литературных вечерах, устраивает наш, мхатовский, малыми силами, вечер, – поблагодарила организаторов Татьяна Васильевна.

У фестиваля есть и научная составляющая. В рамках Творческой лаборатории выступили писатель, член Общественной палаты Российской Федерации Валентин Курбатов (Псков) и выдающиеся пушкинисты нашего времени. Главный научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома) профессор Сергей Фомичев в докладе о последнем лирическом цикле Александра Пушкина доказывал, что он, цикл, скорее «из Шекспира», чем «Из Пиндемонти», как его обозначил Александр Сергеевич. Академик Вячеслав Кошелев (г. Великий Новгород) на примере «Станционного смотрителя» аргументированно опроверг устоявшееся мнение, что в повести – трагедия маленького человека.

Актовый зал Псковской областной научной библиотеки всякий раз был переполнен: люди стояли вдоль стен, толпились в дверях. Профессор Сергей Фомичев даже пошутил:

– Еще есть места! В президиуме.

«Это простое изобретение – соединение науки с театром», конечно, провокативное по своей природе, как заметил Владимир Рецептер, свидетельствует не только о том, что пушкинистика оказывает мощное влияние на режиссуру, но и о том, что театр не может уже существовать без заглядывания в пушкинистику.

Закрывался фестиваль «сценической версией» профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Вениамина Фильштинского «На берегу пустынных волн», показанной в Пушкинских Горах 10 февраля – в день, когда 174 года назад не стало Александра Сергеевича Пушкина. После того как на могиле великого русского поэта была отслужена лития.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.