По Мурманску форель возили
Предприниматели столицы Заполярья нашли способ реализации свежей рыбы – решили торговать ею в троллейбусах
Предприниматели столицы Заполярья нашли способ реализации свежей рыбы – решили торговать ею в троллейбусах
В ближайшее время по улицам столицы Заполярья начнет ездить троллейбус, в котором будут торговать живой рыбой. Можно, конечно, поаплодировать креативу предпринимателей. Вот только непонятно, почему такой популярный продукт не продают в обычных супермаркетах Мурманска, в которых не то что живую – охлажденную приобрести и то проблема.
Идея использовать троллейбусы в качестве торговой точки принадлежит владельцам фирмы «Наша рыба». Весной и летом прошлого года они продавали свою продукцию из бочек на городских улицах, а сейчас решили использовать списанные троллейбусы. Внутри разместят емкости для форели из Нижнетуломского водохранилища и для трески. Пока фирма купила три машины – по числу округов города.
– Троллейбусы будут функционировать как передвижные ларьки, – рассказал заместитель директора по производству и коммерции компании «Наша рыба» Сергей Гаврилкевич. – Кроме рыбы, будем продавать крабов и морские гребешки.
Этот интересный проект обсудили на очередном заседании правления ассоциации прибрежного рыболовства. Там же были затронуты и основные проблемы, связанные с реализацией охлажденной рыбы. Ведь сейчас в большинстве магазинов можно купить только замороженные рыбу и морепродукты. А все упирается в несовершенство законодательства. Проект технической регламентации на рыбопродукцию снова, судя по всему, разрабатывался без участия тех, кто ее ловит. В результате напрямую продавать охлажденную рыбу запрещено – якобы вся она заражена мелкими паразитами. Хотя даже главный санитарный врач России Геннадий Онищенко одобрил реализацию «охлажденки» с условием, что народ будет предупрежден о необходимости термической обработки рыбы.
Сейчас прибрежники собираются опротестовывать этот регламент, ведь охлажденная рыба намного полезнее, чем мороженая, да и затрат для судовладельцев меньше. Тем более что опыт борьбы с несовершенствами закона у рыбаков уже есть. С начала прошлого года им удалось упростить схему растаможки. Теперь она делается силами самого экипажа с помощью таможенно-приходного ордера. Рыбаки могут обходиться без деклараций, которые требовали значительных затрат времени и денег.
Впрочем, если у рыбопромышленников, суда которых не уходят далеко в море, проблема с таможней более или менее решается, то у траулеров, ведущих промысел в дальних районах, она стоит по-прежнему остро. Особенно страдают мелкие и средние рыбодобывающие компании.
– Пока подготовишь документы для сан-эпидемстанции, пограничников, таможенников, да еще пока выгрузят рыбу, уходит несколько дней, – признаются они. – А простой судна в сутки обходится в 5 тысяч долларов. Поэтому проще рыбу сдавать в Норвегии, где вся процедура занимает несколько часов.
Стоит ли удивляться тому, что цены на рыбу в мурманских магазинах совсем немаленькие. Ведь предприниматели, желая приобрести более свежий товар, покупают его у норвежцев. Вот только если рыбодобывающей фирме все-таки удалось преодолеть все препятствия и доставить свою продукцию в Мурманск, оказывается, что ее негде продавать, а спрос на некоторые породы рыб не идет ни в какое сравнение с размерами квоты.
Это наглядно продемонстрировал последний случай – с охлажденной мойвой. Первые уловы распространили через ветеранские магазины, где ее быстро раскупили. Первая мойва ушла на ура. Вот только специалисты говорят о том, что этой непритязательной рыбкой мурманчане быстро наедаются. А продать нужно будет еще 105 тысяч тонн. Остается только вывозить мойву за пределы области. Не проще ли уменьшить квоту в пользу других пород? Кстати, с магазинами для ветеранов у рыбодобывающих компаний связи не очень ладятся. Городская администрация должна погашать рыбакам разницу в цене, ведь они продают свой улов практически по себестоимости. Однако многим компаниям власти должны еще за прошлый год. Конфликт уже дошел до суда.
Где продавать охлажденную рыбу – вопрос, пока остающийся без решения. У коммерсантов, занимающихся реализацией охлажденки, на территории города семь передвижных ларьков. Они бы и рады разместить еще, но свободных территорий в областном центре практически нет. Везде стоят павильоны с овощами и фруктами. Так что, как донести рыбу до потребителя, пока неясно. Разве что возить ее троллейбусами.