Когда в дорожниках согласья нет

За обстановку на дорогах города так или иначе отвечают сразу несколько государственных структур

За обстановку на дорогах города так или иначе отвечают сразу несколько государственных структур

Случится ли в середине весны – когда сойдет снег и просохнет асфальт – очередной общегородской транспортный коллапс сроком этак на полгода? На этот риторический вопрос можно ответить только вопросом: а почему ему не случиться, если ничего по сравнению с прошлым годом не изменилось?

Утыкаясь в очередную перекрытую улицу, петербуржцы в первую очередь винят дорожников. В адрес дорожных служб постоянно слышатся нелестные отзывы (зачастую, стоит отметить, весьма справедливые). Но на самом деле ремонт далеко не всегда затевается по их инициативе. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) является заказчиком лишь ремонта дорожного покрытия. Не меньше проблем возникает из-за закрытия трасс на время работ по перекладке инженерных коммуникаций – труб с холодной и горячей водой, электрических и телефонных кабелей. Заказчиками в таком случае выступают коммунальные монополии. Так что на петербургских улицах сходятся интересы сразу нескольких крупных государственных ведомств – КРТИ, комитета по энергетике и инженерному обеспечению, комитета по транспорту, ГИБДД…

Координировать их деятельность призвана межведомственная комиссия при Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ). На ней представители всех комитетов должны улаживать между собой различные вопросы и приходить к общему знаменателю.

Выглядит это следующим образом: сотрудники комитетов представляют свои документы с планами ремонта, а затем комиссия решает, возможно ли совместить эти работы, какие трассы требуют ремонта в первую очередь и так далее. В теории все выглядит очень даже грамотно, но на практике  схема не работает. Типичный пример – нынешний ремонт на Большой Конюшенной улице.

– Конкретно с нами никто свои действия при проведении работ не согласовывает, – признался корреспонденту «НВ» источник в КРТИ. – Для этого и существует межведомственная комиссия. Она, кстати, собирается довольно часто, не менее раза в неделю. Но бывает, что толку от этих заседаний никакого – даже согласованные сроки ремонта переносятся и срываются.

Еще одна заинтересованная структура – комитет по транспорту. В его силах запретить проведение дорожных работ в том случае, если на время их проведения невозможно пустить автобусы или троллейбусы в обход закрытой зоны. Но и согласовать новые маршруты – дело весьма непростое. Придется подключать ГИБДД.

Но подрядчики ждать не желают и перекрывают улицы бетонными блоками. И пока все участники процесса пытаются разобраться, что, как и когда можно делать, горожане (и автомобилисты, и пешеходы) вынуждены стоять в пробках и самостоятельно искать обходные пути.

Случается, как это недавно было на улице Кржижановского (в течение двух с половиной месяцев здесь по заказу комитета по энергетике и инженерному обеспечению прокладывали электрокабель), что путей таких нет вовсе. Но это отнюдь не мешает чиновникам дать разрешение на проведение работ.

Все это понимают и в Смольном, и поэтому там затеяли большую реформу. В будущем году право ремонта сетей, принадлежащих городу, передадут КРТИ – и этот ремонт будет осуществляться одновременно с реконструкцией дорожного покрытия. Ремонт сетей, принадлежащих монополистам, тоже должен осуществляться аналогичным образом – собственникам собираются поставить строгие условия, чтобы они разрабатывали планы реконструкции, предварительно уточнив схему ремонта дорог. Улучшит ли это дорожную ситуацию в Петербурге? Эксперты полагают, что, возможно, несколько улучшит, но не берутся говорить насколько.

По большому же счету, выход из сложившейся ситуации видится очень простой. И даже не нужно собирать каждую неделю заседание межведомственной комиссии. Достаточно лишь в начале года, когда определены планы будущего ремонта дорог и сетей, нанести участки, подлежащие реконструкции, на карты и совместить их. Современные компьютерные технологии позволяют это сделать быстро, точно и качественно. И уже после этого, при четком плане, вести ремонт.

Кто за что отвечает и как они взаимодействуют

ГАТИ (Государственная административно-техническая инспекция).

Согласно официальным формулировкам, фигурирующим на сайте администрации Санкт-Петербурга, ГАТИ выдает ордера на производство всех работ, так или иначе связанных с прекращением или ограничением движения наземного транспорта и пешеходов в Петербурге: на ремонт дорог, тротуаров, подземных инженерных сетей, установку ограждений (строительных заборов на проезжей части и тротуарах) – или отказывает в выдаче таких ордеров. Также именно ГАТИ размещает на своем сайте информацию о планах ремонта и карту с обозначением закрытых улиц.

Иными словами, именно эта организация, по сути, призвана быть главной в деле координации всех дорожно-ремонтных работ в городе. На основании решений ГАТИ городской комитет по транспорту (КТ) должен «рисовать» схемы движения, ГИБДД – привлекать на сложные участки дополнительные силы и так далее.

Но на деле ремонты и перекрытия дорог зачастую проводятся вовсе без согласования с ГАТИ (пример – прошлогоднее перекрытие Троицкого моста и части Каменноостровского проспекта). Или же инспекцию просто вынуждают давать ордера на одновременный ремонт улиц-дублеров, что приводит к транспортному параличу целых районов (примеры – одновременный ремонт Каменноостровского, Приморского и Лесного проспектов или ремонт проспекта Обуховской Обороны при отсутствии сквозного движения по Обводному каналу).

Все дело в том, что статус ГАТИ (всего лишь инспекция) куда ниже, чем статус профильных комитетов. У этих комитетов огромные штаты, бюджеты в десятки миллиардов рублей – и они вполне могут себе продавливать через ГАТИ любые свои заявки или вообще обходиться без ордера ГАТИ.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

КРТИ – один из самых богатых и влиятельных комитетов. Он отвечает за проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, мостов, тоннелей и иных дорожных сооружений Петербурга.

Он и на деле выполняет все эти работы. Однако к данному комитету имеются серьезные претензии – по поводу контроля за проведением ремонтных и строительных работ. Точнее – отсутствие такового контроля. Для примеров не хватит газетной площади. Самый печально известный долгострой – ремонт набережных Обводного канала под Американскими мостами.

Так же очевидно, что комитет не всегда в достаточной мере контролирует качество проектов. Проектировщики закладывают такие сроки работ, которые порой позволяют подрядчику месяцами вообще ничего не делать на объекте или же вести ремонт силами трех-пяти трудовых мигрантов и в одну смену – и при этом не выбиваться из графика.

Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.

Функции данного комитета на сайте Администрации Санкт-Петербурга вообще не прописаны. Но можно предположить, что применительно к «дорожной» тематике в эти функции входит и контроль за ремонтом инженерных сетей. И согласование этих работ с ГАТИ и другими профильными комитетами.

Но на деле, по сведениям из источников в профильных комитетах, инженерные монополии сами решают, когда и где начинать ремонт, продавливая свои заявки через ГАТИ. А ссылки на аварийность дают им возможность раскопать любую улицу и вести ремонт неопределенно долго. 

Комитет по благоустройству.

Казалось бы, комитет по благоустройству к вопросам организации дорожного движения имеет лишь косвенное отношение. Он отвечает за уборку улиц и тротуаров, и эти работы зачастую осложняют движение. Но влияние благоустроителей на дорожную ситуацию принято считать настолько несущественным, что говорить о каком-то серьезном их взаимодействии с дорожными структурами не приходится.

Кстати, еще год назад функции ремонта и строительства дорог, а также их уборки были возложены на одно ведомство – КБДХ (комитет по благоустройству и дорожному хозяйству). Разделение этой структуры на две самостоятельные выглядело вполне логично: ведь ремонт дорог и их уборка – это совершенно разные виды работ. Но на транспортную ситуацию в городе это никак не повлияло.

Комитет по транспорту, ГУ ДОДД.Название одной из структурных подразделений комитета – государственное учреждение «Дирекция по организации дорожного движения» – говорит само за себя. Так, при закрытии на ремонт станций метро транспортники должны организовать перевозку пассажиров наземным транспортом. Как это у них получается, все видели в период, когда была закрыта «Горьковская». Также именно этот комитет должен определять альтернативные маршруты автобусов, когда закрываются на ремонт улицы, по которым они обычно ходят. Но зачастую эти «альтернативы» чиновники рисуют на карте – не очень-то представляя себе реальную обстановку на дорогах. В итоге автобусам приходится протискиваться по таким улицам, где и «Жигули» едва могут проползти. А ведь именно этот комитет вполне мог бы потребовать, например, временного запрета на парковку на этих улицах, выделить некоторые их них только для общественного транспорта и так далее.Государственная инспекция безопасности дорожного движения.Хотя глава ГУВД (ГИБДД, как известно, – его структура) входит в состав городского правительства, гаишники подчиняются федеральному МВД и могут спокойно игнорировать любые просьбы местных структур. Что чаще всего и происходит. ГИБДД отвечает за безопасность дорожного движения, но не за его качество – пробки гаишников, по большому счету, не волнуют. Впрочем, иногда они проявляют гражданскую сознательность и в период больших дорожных ремонтов выставляют на сложных участках дополнительные посты. Правда, по наблюдениям водителей, посты эти играют больше психологическую роль – остужая своим видом дорожных хамов. Попытки же регулирования заторов, примеры помощи водителям в поисках объездных путей носят единичный характер. ГУП «Городской центр размещения рекламы».Никакого отношения к дорожным делам ГЦРР не имеет. А жаль. В преддверии больших дорожных ремонтов эта служба вместо наивной социальной рекламы, призывающей читать книжки и не давать взяток, думается, могла бы размещать на некоторых своих стендах информацию о ремонтах, предупреждения и схемы объездов.Пока же информационные указатели и дорожные знаки «Объезд» и «Ремонт дороги» обязаны устанавливать подрядные организации по поручению ГИБДД. Но большинство подрядчиков предпочитают экономить на знаках, хотя стоят они совсем не дорого – от 300 до 400 рублей за новый указатель. Зачем тратиться, если гаишники уже забыли о своей просьбе? В результате водители, не изучившие с утра сайт ГАТИ, узнают о закрытой на ремонт дороге, только намертво встав в пробке.

ракурс Когда главное – освоить средства…

У хронического транспортного кризиса в северной столице есть причины технические (неграмотно составлена управленческая схема, у координирующего органа мало полномочий) и… философские, мировоззренческие, которые дележом функций не исправить.

Назовем главную из них: работа всех комитетов нацелена на освоение бюджетов, но не на конечный результат – на улучшение транспортной ситуации в городе. На нее, по большому счету, всем плевать. КРТИ отчитывается за квадратные метры отремонтированных дорог. Комитет по транспорту – за сам факт наличия пассажирского транспорта (и уже не так важно, с какой скоростью он ездит). Комитету по энергетике, который трогательно заботится об интересах монополистов, вообще нет никакого дела до того, можно по городу проехать без мигалки или нет. А ГИБДД пробки даже в радость: ДТП меньше (при таких-то скоростях движения), а штрафов больше – масса усталых и отчаявшихся водителей пытаются проехать под запрещающие знаки.

В реальном мире – в котором живем мы с вами, – из-за дорожного кризиса город и горожане ежегодно теряют миллиарды рублей: на бессмысленной растрате рабочего и личного времени в пробках, на впустую сожженных тысячах тонн топлива, на удорожании всех перевозок, на больничных и снижении трудоспособности измотанных в заторах людей. В параллельном же мире, в котором живут чиновники, все в полном порядке: дороги ремонтируются все лучше и лучше, заменяются десятки километров труб и кабелей и даже количество аварий на дорогах сокращается.

И пока городские комитеты будут работать на галочку – на отчеты о километрах и освоенных миллиардах, а не на качество жизни в городе, любое перераспределение функций между комитетами будет столь же бессмысленным делом, как ремонт трамвайных путей перед предстоящим ремонтом теплотрассы.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.