Счета счёт любят!
По закону управляющие компании обязаны отчитываться перед горожанами, на что они тратят их деньги, но на практике…
По закону управляющие компании обязаны отчитываться перед горожанами, на что они тратят их деньги, но на практике…
В начале 2011 года тарифы на тепло, энергию и воду выросли, согласно официальным данным, в среднем на 15 процентов. Однако многие петербуржцы жалуются (в том числе и в редакцию «НВ»), что суммы в счетах, выставленных управляющими компаниями, выросли аж на треть. Узнав об этом, власти призвали горожан требовать от коммунальщиков подробное обоснование своих расценок: теоретически новые правила раскрытия информации предоставляют людям все возможности для этого. А практически?
В теории контролировать работу управляющих компаний должны сами граждане. Все вопросы о том, какие коммунальные услуги нужны гражданам и сколько за это придется платить, решаются на общем собрании жильцов. Вышедшие в конце прошлого года новые правила раскрытия информации дают гражданам все права на доступ к сведениям о формировании тарифов. Более того, коммунальщики должны раскрывать информацию сами – на сайтах, информационных стендах и в СМИ, а также предоставлять ответы на все письменные или электронные запросы. Если же управляющая компания отказывается предоставить информацию, на нее можно подать в суд.
В документе все прописано верно, но на практике, увы, дело обстоит иначе. С одной стороны, далеко не все жильцы домов хотят вникать в сложности формирования тарифов и ходить на собрания собственников жилья. А с другой, управляющие компании зачастую просто подделывают результаты собраний и принимают выгодные для себя решения. В Петербурге таких случаев очень много. Один из последних скандалов разгорелся в доме № 49 по Новочеркасскому проспекту.
Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района стал управлять домом на основании решения собрания, о котором жильцы дома ничего не знали. Но к протоколу собрания прилагались подписи, как утверждают люди, поддельные. Но теперь им все же предстоит оплатить ремонт стояков, который проходил в доме якобы на основании решения еще одного собрания.
– Но мы ни разу не собирались и решений не принимали! – рассказала корреспонденту «НВ» жительница дома Ирина Виноградова. – Люди думали, что за эти работы не нужно дополнительно платить, а теперь выяснилось, что 5 процентов от общей суммы ремонта поделят между всеми собственниками. При этом ни сметы работ, ни каких-либо других финансовых документов мы не видели и получить их от жилкомсервиса так и не смогли.
– Самый простой способ получить информацию от управляющей компании – подать письменное заявление в ее адрес, – объяснил юрист Глеб Рыков. – По закону ответ должен быть получен в течение месяца. Если он не предоставлен, есть два пути. В случае с жилкомсервисами нужно написать заявление в жилищный комитет, приложить к нему текст письма, почтовый документ, свидетельствующий об отправке либо с отметкой организации, что заявление было принято. Если вопрос возник к частной компании, а она не ответила на него, нужно действовать через прокуратуру и предоставить туда такой же комплект документов. Не отвечать на письмо гражданина – правонарушение. Тем, кто оказался в такой же ситуации, как жильцы дома № 49 по Новочеркасскому проспекту, я советую создать ТСЖ и найти другую управляющую организацию.