Алексей Сергеев: «Это не просто техническая модернизация»
Вице-губернатор Петербурга рассказал «НВ» о реализации масштабных проектов в области энергетики, которые город осуществляет в партнерстве с «Газпромом»
Вице-губернатор Петербурга рассказал «НВ» о реализации масштабных проектов в области энергетики, которые город осуществляет в партнерстве с «Газпромом»Когда мы договаривались об интервью с вице-губернатором Санкт-Петербурга Алексеем Сергеевым, то имели в виду «снежную» тему. Он согласился ответить на все вопросы по уборке улиц, борьбе с сосульками и борьбе с нерадивыми работниками, но выдвинул встречное предложение – обсудить в первую очередь энергетическую ситуацию в городе. Когда на градусниках ниже минус 20, все же самое важное, чтобы было тепло, горячая вода и свет в домах. К тому же энергетическая безопасность мегаполиса – проблема на несколько порядков более сложная и дорогостоящая, чем уборка, – ее увольнением проштрафившихся руководителей и набором дополнительных дворников не решить. В итоге мы запланировали опубликовать два интервью: сначала о ситуации с энергетикой, а затем и о «снежных» проблемах.
– Алексей Иванович, каких-то громких и радостных событий в энергетике в последние месяцы вроде бы не было – если не считать того, что Петербург нормально прошел пик морозов. Да и это омрачается регулярными авариями на теплотрассах.
– Может быть, не громким, но очень важным событием я считаю заключение с «Газпромом» договора о сотрудничестве на 2011 год. Его 10 февраля подписали в Москве губернатор Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко и глава «Газпрома» Алексей Борисович Миллер. Эти договоры, которые подписываются начиная с 2008 года, качественно меняют энергетическую систему города. Неспециалисту это заметить трудно, инженерные инфраструктурные проекты вообще мало бросаются в глаза. К примеру, новый красивый фонтан в центре заметят все. А то, что в пяти районах города идет глубокая модернизация всей системы теплоснабжения, прокладывается по дну Финского залива новый газопровод на Кронштадт, газопровод к Юго-Западной ТЭЦ, получают природный газ поселки Курортного, Петродворцового районов, – об этом знают те, кому положено знать, ну и еще жители поселков, к которым пришел газ.
Президент Дмитрий Медведев в одном из выступлений сказал, что страна сейчас живет и работает за счет того, что было построено в советский период, иными словами, эксплуатируется полученное наследство. Так вот, в энергетической сфере Петербург благодаря партнерским отношениям с «Газпромом» создает новые мощности и новую инфраструктуру, за счет которой будут жить наши дети и внуки. Это, как я уже сказал, реализация ряда принципиальных проектов в инженерно-энергетическом комплексе, развитие газотранспортной системы, газификация пригородных районов. Где-то «Газпром» вообще выступает как благотворитель. Это, конечно, в первую очередь относится к строительству детских спортивных объектов.
– Я бы не сказал, что этого никто не видит – о реконструкции системы теплоснабжения в Петроградском районе, благодаря чему этот район коммуналок внезапно стал элитным, знает весь город.
– А сейчас аналогичные проекты идут уже в пяти районах. Сегодня это одна из основных стратегических городских задач. В нынешнем году будет завершена реконструкция в Петродворцовом районе, начнутся работы в Адмиралтейском и Центральном. За 4 года компания «Петербургтеплоэнерго» реконструирует, а по сути, построит заново 49 новых котельных и заменит 175 километров тепловых сетей. Ввод новых котельных и перекладки километров тепловых сетей – это не просто техническая модернизация, но и нечто более важное – качественно другой уровень жизни петербуржцев: автоматическое регулирование температуры теплоносителя в жилых домах, отсутствие отключений горячей воды в летний период. Также в дальнейшем это позволит экономить миллионы кубометров газа – газпромовские котельные намного эффективней тех, что остались с советских времен. Лимит по поставкам топлива ведь определялся не только возможностями «Газпрома», но и пропускной способностью газопроводов. Сейчас мы получаем в год 10,6 миллиарда кубометров газа – почти столько же, сколько десять лет назад, но его хватает на все: и на подключение новых микрорайонов, и на пригороды, и на нужды промышленности.
В одиночку городскому бюджету эти проекты было бы не потянуть. Каждый проект такой котельной индивидуален, рассчитывается с учетом и текущего состоянии каждого микрорайона, и его перспективы развития на много лет вперед. Эти затраты берет на себя «Газпромом», а город, по сути, получает многолетнюю рассрочку на новое оборудование. Вы упомянули об авариях на теплотрассах – да, это больной и сложный вопрос: 7200 километров сетей, часть из которых служит еще с 50-х годов прошлого века, за год и даже за десять лет их полностью не поменять. Но газпромовская схема теплофикации позволяет уйти от необходимости прокладки многокилометровых трубопроводов, на которых и происходят аварии.
– Газпромовцы говорят, что для них «тепловые» проекты тоже рентабельные, так что это не благотворительность.
– Разумеется, они рентабельны и для «Газпрома», хотя выигрыш для города в несколько раз больше. Я хочу лишь подчеркнуть, что без участия концерна они были бы невозможны или велись в куда меньших масштабах. Смысл соглашения, с которого мы начали разговор, в том, что отношения между «Газпромом» и Петербургом – это не отношения продавца газа и покупателя газа, это многогранные партнерские отношения в полном смысле этого слова.
– Даже после отказа города в строительстве «Охта-центра»?
– Да, даже после этого. «Газпром» не отказался ни от одного из своих не только энергетических, но даже благотворительных проектов.
– Что имеется в виду – спортивные комплексы?
– И они тоже. По программе «Газпром» – детям» уже построено и передано в дар городу четыре физкультурно-оздоровительных комплекса, каждый из которых обошелся концерну в 550 миллионов рублей. Сейчас ведется строительство еще семи комплексов, на которых основные работы будут выполнены в этом году. Также в 2011-м начнутся работы еще на восьми объектах, в том числе будет строиться футбольная школа имени Ю.А. Морозова. Но это не все. Вы видели после открытия в прошлом году Фурштатскую улицу, которой вернули ее исторический облик? Самые сложные работы там велись за счет средств «Газпрома».
– Об этом почти никто не упоминал…
– Руководители «Газпрома» это не рекламировали. Точно так же, как и то, что сейчас по аналогичной схеме за счет концерна идет реконструкция проспектов Чернышевского и Владимирского, в планах реставрация 25 кованых арочных решеток на Литейном проспекте. Эти благотворительные проекты не записаны в договоре с городом, они целиком – инициатива концерна.
– И что – никакой обиды за «Охта-центр»? Вы, когда готовили соглашения, встречались и с Миллером, и с его заместителем Валерием Голубевым, который, как и вы, является ответственным за реализацию «договора», не заметили какого-нибудь охлаждения с их стороны?
– Знаете, находясь вместе со своими коллегами в рабочей группе по подготовке договора, могу сказать только то, что обстановка была деловая и лично я никакого напряжения или, как вы говорите, охлаждения в отношениях не заметил. Параметры вновь подписанного договора не только не уступают предыдущему, но и по ряду позиций, возможно, превосходят его.
– А в чем их стимул, почему они дарят городу такие дорогие подарки?
– По моему мнению, в вопросах благотворительных проектов в Петербурге у них нет никакой мотивации, кроме любви к городу. Например, на одной из наших недавних встреч Алексей Борисович Миллер вдруг заговорил о том, что в этом году нужно обязательно отметить 175-летие первой постановки «Ревизора», и попросил подумать, как «Газпром» может в этом поучаствовать. Какая здесь мотивация? Другие регионы, наверное, немного ревнуют, что у нас такие отношения с «Газпромом», но они тоже понимают, что Петербург – достояние всей России.
– Сколько бы еще интересных проектов могло появиться в городе, если бы и другие крупные компании по примеру «Газпрома» выступали не только как продавцы своих услуг, но и как партнеры…
– Такое желание со стороны некоторых компаний есть. У нас больше чем просто деловые отношения с «Российскими железными дорогами». РЖД за свой счет строит новую Детскую железную дорогу в районе Пушкина, все как положено – с перронами, вокзалами. Да и то, что именно Петербург стал центром развития скоростного железнодорожного транспорта – на Москву пустили «Сапсан», на Хельсинки – «Аллегро», тоже не случайно. Готовится крупное, на десятки миллиардов рублей, соглашение с Федеральной сетевой компанией (ФСК). Она завершит работу по закольцовке электрических сетей города – это нам жизненно необходимо, – модернизирует все сетевое хозяйство. Идут переговоры с «ЛУКОЙЛом», «Роснефтью».