Паркинги спрячут за историческими фасадами?

Паркинги спрячут за историческими фасадами?

 

В Смольном созрела очередная идея решения проблемы дефицита парковочных мест

Решение проблемы нехватки парковочных мест – один из ключевых пунктов программы по борьбе с пробками. Автомобили на обочинах «съедают» от одной трети до половины драгоценной (во всех смыслах) дорожной площади. Город строит новые дороги, ремонтирует и расширяет существующие, но все это сводится на нет оставленными на обочинах машинами. Загони все машины в паркинги – и большая часть пробок исчезнет. И вот с революционной идеей, позволяющей решить эту проблему, выступил комитет по управлению городским имуществом (КУГИ). Руководство комитета предлагает строить многоэтажные паркинги на месте ветхих зданий, сохраняя при этом исторические фасады.

–Насколько серьезна проблема парковок в исторической части Петербурга, всем прекрасно известно, – признает Елена Бодрова, помощник вице-губернатора Романа Филимонова, чиновника, ответственного, помимо прочего, и за вопросы капитального строительства и реконструкции. – Свободных участков в центре Петербурга практически нет. А если они и находятся, то на этих местах нужно строить объекты социальной инфраструктуры: детские сады, школы, спортивные комплексы, бассейны, поликлиники… Для паркингов же места не остается. Но решать-то проблему нужно. Пока проект использования аварийных домов в качестве многоярусных парковок существует только в виде предложения, но это очень интересная и многообещающая идея.

По словам Елены Бодровой, техническая возможность реализации проекта еще не прорабатывалась. Неизвестно также, сколько может стоить строительство хотя бы одного такого «паркинга за ширмой». Но, по словам аналитика строительного рынка Дмитрия Федосова, по сравнению с затратами на строительство офисных комплексов разница не должна быть очень большой.

– Сейчас аварийные дома реализуются в основном под строительство бизнес-центров, – говорит эксперт. – И почти все эти проекты находят своих инвесторов. Так что если говорить о возможном интересе бизнесменов, то лично я тут проблем никаких не вижу. Другое дело, насколько самому инвестору будет выгодно заниматься именно строительством паркинга, да еще с условием сохранения исторического фасада. Если город заинтересован в решении проблемы пробок, то именно он должен взять на себя большую часть затрат на возведение таких объектов. А будущую прибыль можно делить между бюджетом и инвестором согласно объему потраченных средств. При таком условии строители в очередь выстроятся!

К перспективе частногосударственного партнерства склоняются и в КУГИ. А потенциальные строители действительно восприняли идею с энтузиазмом.

– Построить многоярусную парковку на месте аварийного дома без ущерба для соседних строений вполне реально, – уверен начальник службы технического заказа Группы инженерно-строительных компаний «Стандарт» Александр Ваничев. – Если это будет выгодно, желающих реализовать этот проект найдется немало. Вопрос в том, насколько серьезные затраты потребуются для укрепления фундамента, фасада и окружающих домов. Возможно, они окажутся несопоставимы с доходами. Вообще, в нашей стране такие проекты пока никто не просчитывал, так что сказать на 100 процентов, что мы готовы взяться за него, я не могу. Но перспективы весьма заманчивые.

«Весьма заманчивые перспективы» – это 81 аварийное здание, находящееся в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах. В КУГИ считают, что именно они могут в первую очередь заинтересовать инвесторов.

Как ни странно, но против идеи строительства парковок за историческими фасадами ветхих домов ничего не имеют и градозащитники. Так что, казалось бы, можно только пожалеть, что мысль насчет паркингов в исторической оболочке не пришла чиновникам в голову раньше. Но инициатива КУГИ неизбежно натолкнется на опасные подводные камни.

Первый из них – цена вопроса. Сегодня в Петербурге стоимость машиноместа в обычном многоэтажном паркинге – от 780 до 850 тысяч рублей. Даже если предположить, что владельцы этих паркингов завышают цену вдвое, то и 400 тысяч рублей за место – деньги немаленькие. И это в примитивных по конструкции зданиях – из стальных балок и бетонных панелей, построенных на свободных участках. Устроить же парковку за старым фасадом в несколько раз сложнее и дороже. Нужно аккуратно снести здание, оставив только фасад, на освободившемся пятачке построить паркинг и прикрепить к нему оставшуюся стену, устроить в ней ворота для въезда-выезда… В итоге одно место потянет на миллион рублей. Кто даст эти деньги?

Обычный инвестор при стандартной таксе за парковку (от 100 рублей в час) такой проект вряд ли окупит. Ведь будут еще и текущие расходы – на охранников, кассиров, завгара плюс налоги… На продажу мест состоятельным гражданам тоже вряд ли стоит рассчитывать – они по соседству с ветхими домами не живут, да и вряд ли найдется много желающих покупать стоянку по такой цене.

В итоге получается, что главным инвестором должен выступать город. Но здесь идея натыкается на другой подводный камень: а кто вообще будет загонять машину на парковку за деньги, если ее можно бесплатно оставить на обочине? Можно, конечно, запретить остановку транспорта на всех проблемных в плане пробок улицах, поставив соответствующие знаки. Но на митинг выйдут обитатели исторических кварталов, которым из-за тесноты дворов будет просто некуда ставить машины. А также владельцы магазинов и кафе, которые потеряют клиентов. Да и кто и как будет контролировать соблюдение правил парковки? Милиция категорически не желает заниматься этим делом – какой гаишник будет стоять полдня у машины, ожидая появления владельца? Эвакуаторов же хронически не хватает, да и стоят их услуги недешево.

И даже вариант, при котором «историческая парковка» будет полностью бесплатной для автомобилистов, проблемы не решит. Все места в этих паркингах тут же займут владельцы автохлама, которые очень любят оставлять свои машины, которыми уже не пользуются, в удобных и людных местах – на стоянках у магазинов, гостиниц, у подъездов новых домов. Кто им запретит поставить свои дырявые «Жигули» в городской паркинг, ведь формально они такие же автомобилисты, как все?

Но все это вовсе не значит, что идея КУГИ вообще нереализуема – просто одним предложенным методом проблему не решить, нужен комплекс самых разных мер, которые дорого обойдутся как бюджету, так и тем автовладельцам, которым нужно приезжать на своей машине в центр.

Власть: «Будем обсуждать варианты»

Ольга Барашкина, официальный представитель КУГИ: – До начала будущего года строительство вряд ли начнется. Будем обсуждать различные варианты на специальных слушаниях, в которых примут участие все заинтересованные стороны. Мы еще должны выяснить, насколько реально строительство подобных паркингов в Петербурге, подготовить документацию. Например, в Германии и Голландии это привычное явление, а вот с нашими грунтами могут возникнуть определенные проблемы. Все это еще предстоит досконально изучить и только потом принимать решение. Пока же предлагаю рассматривать эту идею как декларацию о намерениях.

 

Строители: «Центральные участки бизнесу интересны»

Сергей Зотов, заместитель генерального директора компании «М-Строй»:– Центральные участки строительному бизнесу действительно интересны. Кроме них в городе еще полторы тысячи аварийных домов, но они вряд ли кого-то заинтересуют. Разве что город предложит очень хорошие условия, например сам профинансирует строительство. Что касается возможности вписать паркинг в окружающую застройку – это не проблема. Достаточно хотя бы обратиться к европейскому опыту. Очень многое будет зависеть от проектировщиков. Чтобы жители примыкающих домов не задохнулись от выхлопных газов, требуется разработать принципиально новую систему вентиляции. Кстати, самое время внедрять инновационные технологии. Например, использовать образующуюся при работе двигателей энергию для отопления, хотя это и приведет к удорожанию работ.

Градозащитники: «Идея очень здравая»

Юлия Минутина, координатор движения «Живой город»:– Разместить парковки в старых домах не сложно, главное – тщательно выбирать места. У нас достаточно внутридворовых флигелей, от которых, по сути, ничего, кроме фасада, и не осталось. Вот их приспособить под паркинги было бы совсем неплохо. К сожалению, зачастую чиновники видят только документы и не имеют понятия о том, что за ними скрывается. Проконтролировать процесс могут только жители, и мы готовы мобилизовать их для этого. А идея очень здравая, в ней есть рациональное зерно.

 

резюме Время простых решений упущено

А ведь всей этой головной боли можно было бы избежать – если бы проблемами парковок озаботились лет 15 назад. Тогда в центре было еще немало свободных мест. Но Смольный абсолютно все пустыри и площадки под сносимыми домами продавал под новую застройку (под лукавым предлогом, что при царе Горохе здесь тоже что-то стояло). В результате мы получили переуплотненный центр – каменный мешок, к тому же без единой обычной (то есть не многоэтажной) парковки, которая тогда почти ничего не стоила бы ни городу, ни автомобилистам.

Время безнадежно упущено. Так что же делать сейчас?

Понятно, что в человеке – в первую очередь в чиновнике – живет соблазн придумать какую-нибудь «волшебную» радикальную меру, которая разом решит наболевшую проблему. Сначала пытались ее решить с помощью платы за стоянку машины почти у любой обочины в историческом центре. Обсуждалась и обсуждается еще более смелая идея закрыть центр для частных авто или установить такую плату за въезд, что в этот центр силой никого не загонишь. Теперь вот новая инициатива – с «историческими» парковками.

Все это в той или иной мере разумно. Но теперь одной-двумя мерами, даже самыми гениальными и радикальными, ситуацию в городе не изменить. Поможет только толстый пакет самых различных мер, увязанных между собой. В первую очередь – качественное улучшение общественного пассажирского транспорта, который должен стать реальной и удобной заменой личным авто. Плюс к тому – наличие парковок: и многоэтажных за историческими фасадами, и обычных – на свободных площадках, и в цокольных этажах новых зданий (потому что заглубляться в землю в нашем городе – дорого и опасно, куда проще создать парковку на первом-втором этажах), и перехватывающих – на въезде в центр. А также – качественное улучшение работы ГИБДД и изменение законодательства в части наложения штрафов, усиление парка эвакуаторов, разумная и легальная плата за парковки на обочинах в популярных местах – для перечисления всех этих мер не хватит целой газетной полосы. А вот одна смелая идея – как один смелый солдат – в поле не воин.

тем временем… Гаражи сносят

Еще пять лет назад гаражные кооперативы в Петербурге занимали территорию свыше 1 тысячи гектаров. Это очень не нравилось руководителям города. Как подчеркивала Валентина Матвиенко, «гаражи занимают половину территории Васильевского острова». В соответствии с генпланом развития до 2025 года город собирается снести половину всех гаражей, расположенных в черте мегаполиса. А освободившиеся участки власть отдаст (и уже отдает) под коммерческую застройку и масштабные дорожные проекты. Самый массовый пока снос гаражей произошел в зоне южного участка ЗСД, где под нож бульдозера пошли свыше 5 тысяч боксов.

По приблизительным оценкам, в боксах гаражных кооперативов «живут» около 350 тысяч железных коней. Стало быть, к 2025 году должны поменять место дислокации минимум 150 тысяч автомобилей. Куда «спрятать» такую массу транспортных средств? Парковочные островки вблизи жилых домов давно заняты автовладельцами недорогих автомобилей.

Средняя обеспеченность местами хранения в европейских мегаполисах – 65–70 процентов от общего числа автомобилей. В нашем городе эта цифра не превышает 45 процентов.

Многоярусные паркинги не востребованы

Специалисты подсчитали, что если на пространстве в тысячу гектаров снести все гаражи, а оставшиеся без хозяйского бокса машины разместить в 5-этажных паркингах, то вместо тысячи потребуется всего 350 гектаров, а если возводить гипотетические 10-этажные стоянки, то они смогут вместить в себя все транспортные средства гаражных кооперативов на территории всего в 250 гектаров.

Руководители города не первый год рекомендуют сносить коллективные автостоянки и на их месте активно строить паркинги. Но заплатить 20–25 тысяч американских долларов за постоянное место владелец подержанного отечественного авто (а таких в Питере – 30 процентов) просто не в состоянии. Владельцы относительно новых «Жигулей» и иномарок российской сборки тоже раскошеливаться не хотят, ограничившись ближайшей к дому охраняемой стоянкой. Более того, на «ПМЖ» в паркинг неохотно перевозят своих железных коней даже состоятельные автовладельцы. Многоэтажные «отстойники» в центральных районах Питера не заполняются и на 70 процентов. В уже построенные высотные паркинги (около 100 сооружений) не выстраиваются очереди. При нынешней платежеспособности петербургских автолюбителей развитие автомобильных многоэтажек в нашем городе коммерсанты пока считают бесперспективным бизнес-планом. Тем не менее Смольный остается сторонником именно парковочных высоток.

 

«Подземки» возможны, но дороги

До недавнего времени считалось, что подземные парковки в гидрогеологических условиях Петербурга опасны и могут привести к обрушению зданий. Современные технологии типа «стена в грунте» позволяют строить безопасные подземные «отстойники», но себестоимость такого строительства делает его убыточным. Вот почему остались нереализованными подземные парки под Марсовым полем, Конюшенной площадью и рядом других бойких мест в историческом центре Петербурга. В городе действует около 20 подземных паркингов, но все они являются не коммерческим проектом, а обременением для инвесторов строительства бизнес-центров и торгово-развлекательных центров.

К сожалению, оборудование таких парковок пока не является обязательным условием для инвестора, хотя уже не первый год руководители городского комитета по градостроительству и архитектуре обещают не давать разрешение на строительство деловых центров, не оборудованных парковкой. Несколько лет назад тогдашний руководитель КУГИ, нынешний вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский пообещал, что коммерсанты, которые захотят построить на выделенном участке именно высотный или подземный паркинг, а не прибыльный жилой дом или торговый комплекс, получат от КУГИ преференции при оценке платы за землю, что позволило бы снизить стоимость одного машино-места под землей на несколько тысяч долларов. Однако эта идея не прижилась, и подземное парковочное пространство в Петербурге из-за высоких издержек не стало массовым.

Перехватывающие парковки почти никого не перехватывают

В 18 административных районах Петербурга расположены около 2 тысяч плоскостных стоянок вместимостью 150 тысяч автомобилей. Примерно такое же количество транспортных средств хранится на муниципальных стоянках и парковках ТСЖ. Плоскостные стоянки есть и в центре, но их крайне мало. В четырех районах исторической застройки насчитывается всего 11 тысяч машиномест, а ведь только в Адмиралтейском и Центральном районах ежедневно паркуются на весь рабочий день на проезжей части 200 тысяч автомобилей. Охраняемых же мест «отстоя» автотранспорта там всего 4 тысячи. Парковочную проблему в центре усугубляют посетители бизнес-центров, где к одному клерку ежедневно приезжают на переговоры 3–4 партнера на автомобилях. Один из способов ослабить транспортные потоки в центре нашего мегаполиса – развитие сети перехватывающих парковок. К сожалению, в Петербурге открыты всего 10 таких парковок емкостью чуть больше тысячи машиномест. Это капля в море.

Сергей Тачаев

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.