Как ввести безмыслие в России
На сайте Минобрнауки обнародованы проекты федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы. Большинство положений проектов вызвало бурную реакцию в обществе. Критики в основном недовольны тем, что новые стандарты снизят средний коэффициент интеллекта новых поколений
На сайте Минобрнауки обнародованы проекты федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы. Большинство положений проектов вызвало бурную реакцию в обществе. Критики в основном недовольны тем, что новые стандарты снизят средний коэффициент интеллекта новых поколений.А я отчасти этим доволен. Пора уже нам признать, что идея полного среднего общего образования в одной отдельно взятой стране, увы, провалилась. Народу не нужны лишние знания. Слишком многие печали происходят от настойчивой школьной долбежки. Имена, цифры, формулы, схемы – как это может пригодиться в круговерти современной жизни?
Образование человека должно соответствовать экономическому уровню общества. На это указывал, в частности, орловский помещик Афанасий Шеншин (он же – стихотворец Фет): «Схватить человека сомнительных способностей с низменной ступени благосостояния и потребностей и развить в нем потребности высшей среды, ничем не обеспечив их удовлетворение, – экономическая и нравственная ошибка…» Еще недавно подобные взгляды признавались ретроградными. Сейчас, в XXI веке, на новом витке развития человечества эти соображения становятся фундаментальными.
Вот какие человеческие качества представляются авторам нового стандарта сугубо необходимыми: «сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем…». Таков первый пункт девятого параграфа стандарта, носящего заглавие «Личностные результаты освоения основной образовательной программы». Какие замечательные слова! Да кто же станет противоречить?
Проблема в том, что сейчас мы не можем обеспечить образованному человеку достойное место в жизни. Недавно новостные программы воодушевленно рассказывали о новом прорыве экономики Поднебесной и показывали сценки рабочей жизни соседней страны. Милые китайские девушки и юноши сосредоточенно тыкали точечными паяльниками в некие схемы, совершая колебательные движения с частотой примерно двадцать циклов в минуту. Представьте себе состояние образованного человека, который вынужден занять рабочее место у такого конвейера. Да он свихнется самое большее через месяц!
А ведь современному производству требуются именно подобные человеко-машины. Инструменты для производства определенных технологических операций – и ничего больше. На воспитание подобных субъектов и будет теперь заточена наша школа. Однако ведь еще Толстой, Лев Николаевич, определял образование как непрерывную умственную деятельность. Она может только начаться, но никогда не окончится. Новый стандарт тоже как-то предлагает человеку самообразовываться в течение всей его жизни, но это лишь благие пожелания, напутствия человеку, убежавшему через школьный порог. Кстати, другой Толстой, Алексей Константинович, был более прагматичен. Один из его персонажей – Козьма Прутков – предлагал ввести в нашей стране полное единомыслие. Проект был относительно реализован в недалеком прошлом, но этого, очевидно, показалось мало. Теперь мы ускоренным шагом двинемся к совершеннейшему безмыслию.
Легко могу представить себе особь, воспитанную подобным образом. Он(а) восемь часов в день совершает действия, определенные ему инструкцией, а потом покидает цех/офис, совершает турне по магазинам различного уровня, а вечером релаксирует на диване перед цветным экраном, окошком в несуществующий мир. Оператор, потребитель, существо радостное, послушное, покорно воспроизводящее себе подобных.
Я не протестую против такого устройства жизни. Множество знакомого мне молодого народа хочет выучиться лишь одному – искусству прожить в этом мире максимально удобным способом. Но ведь, прежде чем приставить человека тыкать паяльником в схему, надобно эту схему придумать. А каким образом мы будем воспитывать людей, индивидуумов, личностей, способных на творчество в самых разных областях знания? Таких надобно отбирать едва ли не на уровне детского сада. Психологи, занимающиеся чтением, утверждают, что, если человек не приохотился к книге до шести лет, читать он уже не будет.
Предлагаемый нам стандарт воленс-ноленс разбивает общество на две неравные части. Но определяет, как будет строиться и воспроизводиться лишь одна, существенно большая его часть. Перед задачами воспитания будущих интеллектуалов наша Академия образования отступает. Да боюсь, что никакие стандарты здесь не помогут, тем более писаные таким вот штилем: «…формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний…» Да, для такого высказывания вполне достаточно освоить предмет «Русская словесность» на интегрированном уровне. Что же делать другим, тем самым пяти процентам, все-таки существующим, согласно закону Старджона? Похоже, опять, как и в прошлом веке, и в позапрошлом, придется озаботиться частным лицам.