«Для бизнеса важны не льготы, а команда»

Создавая элитное производство, его владелец развинчивал польские кухонные уголки и изучал философию итальянцев

 

Создавая элитное производство, его владелец развинчивал польские кухонные уголки и изучал философию итальянцев

Элитная мебель калининградской фабрики «Максик» уже давно пользуется устойчивым спросом не только в России, но и на мировом рынке. Рабочие компании считаются высококлассными мастерами своего дела и постоянно востребованы. Не случайно три года назад фирма выиграла тендер на инкрустацию одного из самых больших органов в Европе, установленного в кафедральном соборе Калининграда. Поэтому новость о том, что уже в этом месяце на калининградском производстве начнут трудиться мастера из Италии, вызвала немало слухов. О секретах успеха своего дела и особенностях ведения бизнеса в свободной экономической зоне «Янтарь» собкору «НВ» рассказал основатель и владелец «Максика» Макс ИБРАГИМОВ.

– Макс, несколько неожиданным кажется решение о трудоустройстве итальянцев в России. Чем это вызвано?

– Этот, как и другие шаги, вызван только одним – желанием двигаться вперед. Не стоять на месте, а развиваться. На нашем производстве все рабочие знают, что ни один из них от этого не пострадает. Мы слишком долго собирали и обучали свой коллектив, чтобы недооценивать его в целом и каждого сотрудника в отдельности. Если вспомнить историю, приглашение для обмена опытом иностранцев привилось еще с петровских времен. И никаких отрицательных последствий для экономики такие вещи никогда не вызывали. Так же и сейчас. Мы готовимся к качественному переоборудованию производства, чтобы потом не плестись в хвосте. Процесс модернизации рассчитан на несколько лет. И чтобы наши мастера не обучались на собственных ошибках, в компанию приглашены специалисты из дружественной нам итальянской фирмы. Это нормальный процесс обновления. А что касается коллектива нашей фабрики, то я считаю его основой успешного бизнеса. Каждый мастер уникален в своем роде. Причем такая долгосрочная командировка выгодна и нашим итальянским компаньонам.

– Насколько известно, именно итальянская производственная модель и позволила создать в Калининграде столь преуспевающую фабрику?

– Действительно, двадцать лет тому назад у меня и группы моих товарищей родилась мечта – научиться создавать классную мебель. Мы тогда, в начале 1990-х годов, работали на стройке и в качестве подработки решили конструировать кухонные уголки. Присмотрелись к польской продукции, два набора мебели даже разобрали до скрепок, чтобы понять всю технологию. Потом я – художник по образованию – создал модель уголка, способного разместиться в наших малогабаритках. С этого все и началось. Можно было бы на этом остановиться и какое-то время на этом неплохо жить, но тянуло к прекрасному – к красивой, как картины, мебели. Хотелось производить не ширпотреб, а именно создавать каждый раз что-то новое. Вот тогда-то и познакомился с итальянскими мебельщиками из ведущей компании «Карло Копеллини». Пообщались, они неосмотрительно пригласили нас в гости на стажировку. И в немалой степени были поражены, когда спустя пару недель к воротам фабрики подъехал целый микроавтобус рабочих из России. Но вы абсолютно правы: мы сканировали не только технологии у законодателей мебельной моды, но и психологию управления производством.

– Она чем-то отличается от отечественной?

– Разумеется. Например, специально для нас были созданы производственные карты. Они четко предписывали объем работы каждого специалиста. К примеру, один столяр в день должен делать ровно пять подлокотников. Четыре – нельзя, срываешь производственный ритм. Значит, не только сам не заработаешь, но и поставишь под угрозу срыва итоговый результат всей фабрики. Но и шесть подлокотников вырезать тоже нельзя: велика вероятность брака. Итальянцы нас научили многому, в том числе и философии. Зачем изобретать велосипед, когда он уже создан. Не проще ли спросить у мастера, как на нем ездить, сесть и поехать. Можно потом усовершенствовать те или иные детали, изменить форму, но принцип останется прежним.

Мы же сознательно в самом начале своего пути заняли очень узкую нишу рынка – производство элитной мебели. Жизнь показала, что не ошиблись. Даже в кризис объем производства у нас не сократился, была лишь незначительная пауза, а затем спрос вырос примерно на 10 процентов. Хотя и к этим цифрам я отношусь достаточно спокойно. Ведь нередко увеличение объемов производства происходит за счет ухудшения качества. А такой компромисс для нас неприемлем.

– Насколько преимущества особой экономической зоны помогают в бизнесе?

– О преимуществах свободной экономической зоны уже много сказано. На самом деле ряд конкретных пунктов позволяет оптимизировать затраты от геополитического положения нашей области. Но ведь никто не говорит о конкретных проблемах и недостатках. А их немало. Рассуждая с высоких трибун, никто не упоминает о тех производственных нюансах, которых нет на предприятиях ни в одном регионе страны. Любому малому предприятию, чтобы регулярно вывозить товар в Россию, необходимо держать в своем штате декларанта. А это 280 тысяч рублей в год. Плюс специалиста по сертификации товара, это еще такая же сумма. Добавьте стоимость регулярно меняющегося транзита через Литву.

К тому же, к сожалению, нередко в столице выходят законы, которые не учитывают особенностей нашего положения. Потом начинается канитель. Калининградские «ходоки» обивают пороги высоких кабинетов, а в это время на границе очередная многокилометровая пробка, потому что «пущать не велено». И так продолжается до урегулирования ситуации, иногда несколько дней, иногда – недель. Сколько за это время теряет калининградский бизнес, трудно посчитать. Сегодня нам никто не может сказать, что будет с экономическим пространством региона после вступления России в ЕС. И о преимуществах нашей зоны стоит говорить в контексте с ее же недостатками. Поэтому не только в Калининграде – в любой другой области страны ставку в бизнесе стоит делать не на льготы и послабления, а на дружную и квалифицированную команду. Тогда все получится.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.