«Добро пожаловать(от)сюда!»

Россия способна стать примером для Западной Европы в построении мультикультурной модели общества

Россия способна стать примером для Западной Европы в построении мультикультурной модели общества

Старый Свет постепенно отказывается от идеи мультикультурности, которая в последние десятилетия была предметом особой гордости европейских политиков, общественных деятелей и интеллектуалов. Начиналось все с благих побуждений – в 1950–60е годы, когда в Европу хлынул первый поток гастарбайтеров и беженцев из третьего мира, европейцы надеялись построить образцово­показательное общество, в котором мирно уживаются представители разных этносов, религий и культур. Но в начале XXI века идеология «мультикульти» лишилась романтического флера – бунты арабской молодежи во Франции в 2005 году, рост экстремистских настроений в европейских мусульманских общинах и нежелание приезжих интегрироваться в западный социум заставили заговорить о «параллельных обществах» и «подлинном закате Европы».

Впрочем, европейцы и сами начинают восставать против политики безграничной толерантности, открытости и мультикультурности. Так, население ряда швейцарских кантонов недавно проголосовало за запрет на строительство новых минаретов, а в парламенты Швеции и Голландии прошли ультраправые антиэмигрантские партии. Наконец, об этой проблеме открыто заговорили и политики первого ряда – канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер­министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози один за другим сообщили о крахе «политики мультикульти» в своих странах.

О том, что попытки построить мультикультурное общество потерпели в Западной Европе сокрушительный крах, за последний месяц последовательно заявили главы Германии, Великобритании, Франции, а совсем на днях – и Нидерландов.

Любопытны как минимум три обстоятельства, на которые не обратили внимания местные эксперты. Во­первых, «крах программы мультикульти» эти страны признавали как бы в «обратной», лишенной логики, последовательности. Например, Германия никогда не переживала межэтнических погромов вроде тех, которые происходили в окрестностях Парижа, но решилась на столь откровенное заявление первой. Во­вторых, лишь Голландия (и с большой натяжкой – Британия) привела некую статистику, характеризующую провал национальной политики, а также назвала неотложные меры для снижения расходов на нее. Втретьих, две страны«капитулянтки» – Франция и Германия – вновь выдвинули в качестве главной предпосылки интеграции изучение «чужаками» языка аборигенов.

 На фоне этих заявлений «лучом света в темном царстве» выглядят слова российского президента Дмитрия Медведева, который заметил на заседании Госсовета в Уфе, что «толерантности не бывает много, ее бывает мало», и призвал западных коллег, говорящих о крахе мультикультурности, не уничтожать традиции. У России есть мощный мультикультурный ресурс, которого лишены многие страны Запада. Однако, предваряя мнение, высказанное об этом ресурсе немецким экспертом, заметим, что даже неудавшийся опыт европейцев – все же опыт, который стоит изучать. Хотя бы для того, чтобы впоследствии не наступать на их же грабли.

 Возьмем, допустим, докторскую диссертацию Яна ван де Беека из Амстердамского университета. В этой работе ученый впервые подсчитал, что нынешняя эмиграционная политика наносит его стране ежегодный ущерб в размере 5,9 миллиарда (!) евро. Конечно, Нидерланды России по многим причинам – не указ. Но возникает вопрос: а кто­нибудь у нас подсчитывал, насколько большую экономическую прибыль приносят российским городам и весям мигранты, гастарбайтеры?

 Другой пример – сейчас в Нидерландах вроде бы готовятся к «экономической депортации» большой группы боснийцев, так и не принявших законы новой родины и злостно не работающих на ее благо. Условия «экономической депортации» таковы: пожизненное (!) ежемесячное пособие в размере 470 евро на человека (670 евро на семью), решившего репатриироваться, плюс каждому – 1500 евро однократной помощи «на возвращение». Такие цифры не покажутся фантастическими, если вспомнить о ежегодном ущербе от слишком дорогих гостей, высчитанном голландским ученым.

 Вариативно «боснийско­голландский» опыт востребован сегодня и в либеральной Британии. Причем вне применения к какой­либо конкретной этнической группе. В английских тюрьмах пришлым элементам предлагают… кредитные карты, на которые уже положено до 5000 евро. Снять эту «мзду» криминальные чужаки могут, только вернувшись в родные края. Вы скажете: «Разбогатеют и вновь вернутся бесчинствовать в туманный Альбион!» Да нет, ничего подобного. Уголовник или даже мелкий правонарушитель, уезжающий с деньгами местного налогоплательщика, при попытке вернуться на острова заносится в единую правоохранную базу данных, и – «прощай уже навеки, любая страна Европы!».

 Стоит сказать, что и британский эксперимент имеет отношение не к политике мультикультурности, а исключительно к экономике данного явления. В Британии четко подсчитали, сколько в среднем времени проводит в тюрьмах «пришлый элемент». Помножили это число на 110 евро (цена суток в тюрьме, которую платит за криминального «гостя» тамошний налогоплательщик). И беспристрастно вывели размер «премиальных» добровольцу­депортанту. Вывели – основываясь лишь на желании сберечь деньги земляков да разгрузить тамошние тюрьмы.

 Пока в Старом Свете царит всеобщее уныние относительно межкультурного проекта, некоторые западные исследователи полагают, что у России на данном стратегическом направлении есть «ресурс для исторического рывка». Ресурс, которого уже лишились страны Запада.

 – Президент России абсолютно прав, учтиво напоминая руководителям европейских государств, что, говоря о крахе мультикультуры, можно уничтожить традиции, а это действительно опасная вещь, – считает социолог, доктор философии Мартин Теодор Шмид. – Безусловно, решительно прав Медведев и в том, что России нельзя дать спровоцировать себя на рассуждения о крахе мультикультурного проекта. Ведь в конце концов у вашей страны есть тот миграционный ресурс, которого не имеют нынешние «капитулянты» в лице Франции, Великобритании, Нидерландов и в последнюю очередь ФРГ. Речь, например, идет, по моим подсчетам, о 25 миллионах русских, а также о многих миллионах представителей других, «титульных» для традиционной России, наций и народностей, которые после распада СССР остались в новых независимых республиках. Приток такой рабочей силы в вашу страну, вопервых, снизил бы накал межэтнических страстей в российских городах и весях. Во­вторых, вернул бы стране ее сыновей и позитивно отразился на демографических перспективах. Втретьих, поспособствовал бы тому, что страна обрела более образованные кадры мигрантов, нежели она имеет сейчас: не секрет, что в национальных республиках зачастую изгонялись с мест специалисты высшего класса. Вчетвертых, привнес бы в российские города… ту самую мультикультурность. Да, да, именно так! Ибо не тайна, что так называемые белые азиаты – «кавказские, узбекские, таджикские», да и другие русские – давно впитали традиции, обычаи своих «вторых родин». А значит, могли бы достойно представить это наработанное «мультикульти» на Родине – единственной и первой. Отмечу: как раз такую культурную «инаковость», многополярность привносят в жизнь Германии… немцы. Этнические немцы из Казахстана, России, Украины, во многом впитавшие ваш менталитет. И, что главное, при всех проблемах – «инаковость» таких немцев лишена межэтнического, межконфессионального подтекста. Не говоря уж о какой бы то ни было террористической составляющей. Наконец, в­пятых, политик, у которого в предвыборный год хватило бы интеллекта, воли и ресурсов для осуществления, как я его именую, «мономультикультурного» прорыва, наверняка обрел бы огромное количество дополнительных голосов.

Конечно, найдутся демагоги, которые обзовут такие предложения господина Шмиды «одой протекционизму». Но в рассуждениях немецкого ученого есть доля здравого смысла. Сегодняшняя российская ситуация на межкультурной ниве в известной мере напоминает ситуацию времен ФРГ и ГДР. В те времена работать в Западной Германии по западным законам восточные немцы имели полное право – и работали, привнося в жизнь «западников» определенный «мультиколорит». По иронии судьбы в рядах критиков того немецко­немецкого протекционизма были все те, кого ныне раздражает уже «исламское засилье». Мне кажется, располагай Германия, Франция, Британия, Нидерланды столь мощным миграционным ресурсом, который есть ныне в распоряжении России, речи бы о некоем «крахе мультикультурного проекта» там просто бы не велось.

 

СПРАВКА «НВ»

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельной стране и в мире в целом культурных различий, а также обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм признает особые права за этническими и культурными группами – предоставляет им возможности управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Мультикультурализм является одним из аспектов толерантности, которая требует параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития. Идея мультикультурализма популярна в основном в высокоразвитых европейских обществах. В Европе политика «мультикульти» предполагает включение в ее культурное поле элементов культур иммигрантов из стран третьего мира, в том числе – из бывших колоний европейских стран.

Критики мультикультурализма считают, что в итоге получается полное разрушение вековых культурных устоев и традиций, кроме того, подобное смешение всегда ведет к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры страны, дающей им приют, неизменно падает.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.