Аскольд Запашный: Цирк «Дю Солей» быстро станет монополистом» в России

Аскольд Запашный признался «НВ», что у российского цирка появился серьезный конкурент, который использует все возможности, чтобы захватить наш рынок

 

Аскольд Запашный признался «НВ», что у российского цирка появился серьезный конкурент, который использует все возможности, чтобы захватить наш рынок

Братья Запашные, Аскольд и Эдгард, воодушевленные успехом своих предыдущих работ, бьющих мировые рекорды по посещаемости, авторы и создатели уникальных цирковых шоу «Камелот» и «Садко», признанного лучшим цирковым проектом 2009 года, привезли в Петербург свой новый грандиозный спектакль «Камелот-2. Наместник богов» – он также будет показан в ДС «Юбилейный» с 18 марта по 3 апреля. Знаменитые дрессировщики и на сей раз выступят и в ролях мифических персонажей – Эдема (Эдгард) и Ричарда (Аскольд).

– Аскольд, в чем принципиальное отличие «Камелота-2» от «Камелота»? И почему ваш новый проект не «Садко-2»?

– Почему не «Садко» – понятно. Потому, что не существует истории «Садко-2». Я противник того, чтобы писать продолжения классических историй. Продолжение никогда не получается не то что лучше, даже на том же уровне. А мое глубокое убеждение: либо надо делать хорошо, либо не надо браться. Единой, полностью сформировавшейся истории про Камелота не существует. Поэтому можно фантазировать, можно делать продолжение. Оба наши «Камелота» абсолютно авторские произведения. Я автор сценария и режиссер постановки. «Камелот» пользовался большим успехом у зрителей, поэтому мы и предприняли попытку, сохраняя стилистику, показать историю в развитии. В таких случаях очень важно, чтобы история была логичным продолжением. Ну и, конечно же, мы хотели и хотим, чтобы это шоу было лучше, красочнее, красивее, более технически оснащенным, более массовым. Более грандиозным, более зрелищным.

– Эдгард говорил мне, что «Камелот» сложно прокатывать по России, потому что для таких масштабных представлений нет соответствующих площадок. При создании «Камелота-2» вы учли это?

– Ни тогда, ни сейчас мы не пытались создать нечто удобное для транспортировки по одной просто причине: и «Камелот» первый, и «Садко», и «Камелот» второй могут быть показаны на любой большой площадке. Причина здесь в другом. Уровень жизни в большинстве регионов не позволяет нам делать цены на билеты гораздо выше, чем они есть. «Камелот» существует буквально с небольшой прибылью. Это прежде всего имиджевый проект. Нет сейчас в России ни одного творческого проекта, который бы стоил таких денег. «Наместник богов» обошелся нам в 10 миллионов евро. Мы вкладываем огромные деньги в наши проекты для того, чтобы сделать шоу мирового масштаба, и катаем его по нашей стране, где уровень жизни ниже, чем в европейских государствах, в США. Если где-нибудь зритель вдруг не пойдет на спектакль (а у нас в стране еще нет привычки к цирковым шоу во дворцах спорта и на стадионах), мы понесем огромные финансовые убытки. И не сможем работать над созданием новых проектов.

– Вас хоть как-то поддерживает государство?

– Никак. У нас нет ни государственной поддержки, ни поддержки каких-либо мощных финансовых структур – банков например. Пока. Мы ведем переговоры, но результаты сводятся к каким-то банальным кредитам на условиях, выгодных банкам. Финансировать проекты никто не желает даже в виде спонсорства, не говоря уже о меценатстве. Мы не можем ни до кого достучаться. Никто не обращает внимания на то, что мы с братом делаем самые крупные, самые зрелищные и действительно конкурентноспособные шоу в нашей стране. И позиционируем их как национальные. Мы могли бы с ними достойно представлять Россию за рубежом. Не знаю, может быть, во всем виновата система, при которой предприниматели предпочитают делать среднего уровня зрелища и, прокатывая их по стране, собирать деньги.

– Не пробовали, скажем, Владимира Путина пригласить на представление?

– Пробовали, и неоднократно. Не то что «неоднократно» – мы систематически это делаем: приглашаем Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича Медведева на наши спектакли, но столкнулись с тем, что в окружении наших лидеров существуют люди, которые фильтруют такого рода предложения. Может быть, в Петербурге кто-то из них посетит «Камелот-2»? Хотя, честно вам скажу, в этом плане я уже стал скептиком. А ведь очень хочется надеяться на то, что на нас обратят внимание руководители такого уровня и поймут, что мы делаем и каких результатов уже достигли. Нас часто пытаются критиковать недоброжелатели, обвиняют в корыстном интересе. Конечно же, это не так. Мы с братом вполне успешные люди и давным-давно могли бы без особого напряжения зарабатывать ровно столько, сколько нам нужно, и жить преспокойно. Но нас беспокоит уровень циркового искусства в России, уровень шоу-бизнеса и престиж страны за рубежом. Вот что нам действительно не только не безразлично, а крайне важно. Поэтому и пытаемся создавать масштабные проекты. Но, как я уже сказал, экономический обсчет ситуации подвел нас к определенной планке, которую нам не перешагнуть.

– Вы смогли бы конкурировать с западными цирковыми шоу, с цирком «Дю Солей» например?

– …который приходит на наш рынок не как гость, а как хозяин? Западные цирки уже начинают заполнять собой все пространство, они не допускают какой-либо конкуренции уже потому, что у них есть государственная поддержка и они могут позволить себе сделать шоу стоимостью 80 или 100 миллионов долларов. Конечно, состязаться в таких неравных условиях очень трудно. Публике не объяснишь, какие у кого финансовые возможности.

– Несколько поколений дрессировщиков Запашных создавали славу российскому цирку…

– Приятно слышать такие слова, но я человек реалистично мыслящий. Я трезво оцениваю ситуацию, поскольку вижу, как работает цирк «Дю Солей», за счет чего развивается и каким образом захватывает территории в разных странах. В Россию, поверьте, он тоже пришел очень основательно. И если в течение двух лет каждый гражданин нашей страны узнал или хотя бы услышал название цирк «Дю Солей», то через некоторое время все, что связано с цирком, у людей будет ассоциироваться исключительно с названием «Дю Солей». Рекламная кампания этого цирка очень грамотна, хорошо просчитана, над ней работают высококвалифицированные профессионалы. И все наши традиции очень быстро можно потерять. Многие зрители скоро о них позабудут. Таков закон рынка. Если на рынке есть конкурент очень высокого уровня, то он быстро под себя все подомнет и станет монополистом. Территориальная программа у цирка «Дю Солей» четко определена, она мирового масштаба. В настоящее время все те географические точки, где присутствует массовый туризм, где крутятся большие деньги, уже освоены. Возьмите хоть Лас-Вегас, хоть Лос-Анджелес. Фактически во всех крупных городах мира они работают. В большинстве из них либо строят, либо построили свои собственные театры, в которых мощное техническое оснащение: трансформирующиеся сцены, машинерия для безумных спецэффектов. Надо понимать, какой соперник пришел на российский рынок, и уповать на старые заслуги советского или российского цирка глупо.

– Извините, но я и не предлагал «уповать» и почивать на лаврах предков. Я хотел сказать, что в цирке «Дю Солей» больше шоу, чем цирк, а у нас больше цирка, чем шоу…

– Я считаю, что в настоящее время нельзя так разделять. Многие представители циркового мира любят опять же уповать на то, что российский цирк – это прежде всего искусство. Но в подтверждение своих позиций показывают цирк в классическом его представлении без каких-либо нововведений – исключительно трюковой. В цирке «Дю Солей» с трюками все в порядке. Чего нет у цирка «Дю Солей», так это животных.

– Это принципиальное, но не самое главное различие.

– Это политика! Понимаете? Хотя «Дю Солей» ее отрицает. Его представители говорят, что в их цирке нет животных потому, что их там и не должно быть. Но судите сами! Цирк «Дю Солей» приезжает в Петербург. Именно в это время возле Цирка на Фонтанке проходит пикет молодых людей, которые раздают листовки, – они протестуют против цирка с животными. Цирк «Дю Солей» уезжает – больше подобных пикетов нет. Российский представитель цирка «Дю Солей» выступает по радио, тема передачи сформулирована следующим образом: цирк с лошадьми или без – что лучше? Ведущий, очень инициативный, постоянно гнет линию: цирк без животных – это прекрасно, это правильно. То есть навязывается некая политика, навязывается некая мода, навязывается псевдогуманизм, и идет очернение дрессуры. Потому что цирку «Дю Солей» это выгодно. Ему невыгодно, чтобы в нашей стране были действительно сильные конкуренты. Потому что он серьезно нацелен на освоение нашего российского рынка.

– Значит, в цирке «Дю Солей» в братьях Запашных видят конкурентов?

– Конечно. Я так взволнованно говорю, потому что для меня цирк – это не просто место работы, не только любимое дело, которым я зарабатываю на жизнь, это еще и искусство, великое искусство, перед которым я в глубоком долгу. Мне ли не понимать, сколько сил и здоровья люди положили на то, чтобы российский цирк имел такое громкое имя. До сих пор в большинстве стран знают, что российский цирк, как и русский балет, – это красиво, это качественно. Но постепенно позиции не просто утрачиваются, а стираются. Я от иностранцев уже слышал довольно резкие высказывания: «О чем вы говорите! У вас давно уже нет того цирка, которым вы привыкли городиться!» Потому-то мы с Эдгардом и хотим, чтобы российский цирк поддерживали на государственном уровне.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.