«Автово» сверкает по ночам
Корреспонденты «НВ» увидели, как реконструируют одну из самых красивых станций петербургской подземки
Что скрывает синий строительный забор, от пола до потолка закрывший половину вестибюля станции «Автово»? Слыша доносящийся из-за импровизированного ангара шум, скрежет и грохот, этим вопросом задаются каждый день тысячи пассажиров. Но увидеть, насколько бурная работа кипит здесь, им не суждено – ворота открываются только глубоко за полночь. Корреспондентам «НВ» удалось побывать в «Автово» уже после закрытия станции и узнать, как здесь ведутся ремонтные работы и сколько они продлятся.
Это только кажется, что ночью жизнь в метро замирает. На самом деле, когда вестибюли покидают последние пассажиры, тут начинается бурная деятельность. Вдоль платформ туда-сюда ездят мотовозы (небольшие тележки на электрической тяге), развозящие по станциям стройматериалы и обходчиков. Последний поезд в сторону «Проспекта ветеранов» прибывает в «Автово» в 0 часов 42 минуты. Немногочисленные запоздалые пассажиры торопятся к выходу мимо группы рабочих в рыжих спецовках и касках. Не успевает дежурный милиционер закрыть за ними входные двери наземного вестибюля, а из ворот ангара уже выкатывается мощная подъемная платформа, на которой лежит внушительных размеров панель. Ее сегодня предстоит водрузить на потолок.
Ремонт в «Автово» ведется с октября прошлого года. За это время успели полностью поменять гидроизоляцию стен тоннеля и покрыть их новой облицовкой. Но самое сложное еще впереди – рабочим предстоит разобрать потолок, заменить гидроизоляционный материал и вернуть на место лепнину, потрескавшуюся за долгие годы эксплуатации станции. И если в 1955 году ее крепили прямо к своду, то теперь технологии ушли далеко вперед.
– Всю потолочную часть мы разбили на участки, – рассказывает начальник службы тоннельных сооружений метрополитена Дмитрий Бурин. – Изготовили специальную форму, в которой отливаются уже готовые панели. Затем сваривается кессон (металлическая конструкция, на которую крепится панель), и уже все вместе подвешивается к потолку. Новые технологии позволяют сократить время реконструкции. Крепи мы каждый элемент отдельно, как раньше, ремонт затянулся бы лет на пять.
Панели отливаются прямо на станции – как раз в ангаре. Случай для российского метро уникальный. В истории подземки еще не было такого, чтоб работающая в привычном режиме станция превращалась одновременно в действующую платформу, стройплощадку и литейный цех. Сначала сваривается основание из металлических прутьев, затем к нему монтируется отливка из стеклофибробетона. Инновационный материал позволил значительно облегчить всю конструкцию, и теперь вместо трех тонн каждый кессон весит чуть больше полутора. Технологию согласовывали с комитетом по государственному использованию и охране памятников. «Автово» вновь выявленный объект архитектурного наследия, и без ведома КГИОП тут не обойтись.
– Хотели доставлять готовые панели из автовского депо, благо тут везти совсем недалеко, – продолжает Дмитрий Бурин. – Но конструкции нестандартные, могли возникнуть сложности. Так что решили, что выгоднее и удобнее выйдет огородить часть платформы и прямо на ней отливать изделия.
Второй уникальный аспект – проведение работ в круглосуточном режиме. Когда метро открыто, рабочие занимаются изготовлением кессонов, скалывают старую лепнину и снимают гидроизоляционные материалы. Причем делают это (опять же впервые!) прямо над проходящими поездами. А ночью уже застывшие панели вешают на подготовленное место. Работают в три смены. Утром, днем и вечером трудятся бригады по 6 человек, а ночью – по 15.
Подъемная платформа едва-едва проходит между знаменитыми колоннами автовского перрона, поэтому толкает ее бригада с большой осторожностью. Если тяжелая конструкция разгонится и уйдет немного в сторону, тогда остановить ее практически нереально. Со стороны это напоминает подготовку к штурму средневекового замка, а сами сверкающие касками строители в тусклом свете станционных светильников уж очень смахивают на катящих таран к воротам воинов.
– На работу нам дают не больше 3,5 часа, – говорит Бурин. – Ведь станцию еще нужно вымыть и подготовить к приему первых утренних пассажиров. Поэтому за раз только одну конструкцию успеваем повесить.
Панели начинали монтировать в прямом смысле слова методом проб и ошибок. Первый удачный кессон, например, получили только с четвертого раза. Три предыдущие конструкции уже после монтажа треснули, и пришлось на ходу менять технологию их изготовления – где-то в армированную основу добавлять новые элементы, где-то, наоборот, убирать. Всего предстоит водрузить на потолок 66 кессонов, вокруг которых разместятся 144 внутренних и 132 пристенных панели. В конце их покрасят из пульверизаторов. В импровизированном «штабе», расположенном в дальнем конце ангара, на стене висит схема свода станции, на которой отмечена каждая деталь. Уже смонтированные части заштриховываются косыми линиями. Сейчас карандашом зачеркнута примерно четверть схемы.
Подготовка к монтажу панели занимает не так уж и много времени. Но начать ее вешать рабочие сразу же не могут – нужно дождаться, пока мимо «Автово» в сторону центра пройдут все мотовозы и дежурный по станции по громкой связи объявит об отключении контактного рельса.
Наконец, разрешение получено, и электропогрузчик опускает на пути особую тележку, а уже на нее вручную загоняется подъемная платформа. Строители ловко снимают историческую 345-килограммовую люстру, устанавливают ее на специальную подставку и за 40–50 минут подвешивают панель к своду. Вслед за ней в обратном направлении отправляется и светильник.
Кстати, о люстрах. В течение долгих лет на них скапливалась грязь и пыль, вследствие чего многие бронзовые и латунные элементы пришли в негодность. Реставраторы изготовили новые, ничем не отличающиеся от прежних. Люстры отмыли, подвели к ним новую электропроводку, и теперь они сияют так же, как и при открытии «Автово» в далеком 1955-м. Из 26 светильников полностью отреставрированы 15, остальные еще предстоит вычистить, покрыть лаком и установить на них новые стекла для плафонов.
Электронные часы станции показывают начало четвертого ночи. Это значит, что рабочим пора сворачивать свою деятельность, в уголке уже в нетерпении переминаются с ноги на ногу уборщики. К моменту прихода первых пассажиров о работах на платформе уже ничего не будет напоминать. Только самые внимательные горожане увидят, что на потолке увеличилось количество новеньких панелей. И так будет продолжаться до декабря 2012 года. Именно на этот срок намечено полное окончание реконструкции «Автово».