«Прощать и списывать долги не будем»
На газовом рынке Северо-Запада – долговой кризис, в основном связанный с неплатежами ряда теплоснабжающих предприятий. Откуда появились эти долги и как газовики будут их взыскивать, «НВ» рассказал заместитель генерального директора по реализации газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Анатолий Громыко
На газовом рынке Северо-Запада – долговой кризис, в основном связанный с неплатежами ряда теплоснабжающих предприятий. Около 530 миллионов рублей задолжали за газ организации коммунального комплекса Петербурга, в Ленобласти эта цифра достигла примерно 700 миллионов рублей, в Калининградской области – около 170 миллионов. Откуда появились эти долги и как газовики будут их взыскивать, «НВ» рассказал заместитель генерального директора по реализации газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Анатолий ГРОМЫКО.
– Анатолий Александрович, финансового кризиса ни в Петербурге, ни в Ленинградской области нет, население за тепло и горячую воду в целом платит исправно – откуда же такие долги?
– Каждый случай индивидуален, но общая причина одна – падение платежной дисциплины в сфере ЖКХ. Ситуацию осложняет еще и тот факт, что с предприятий коммунального комплекса очень трудно взыскивать долги. С одной стороны, там масса посредников, перекладывающих ответственность друг на друга, с другой – закон защищает интересы населения и социальной сферы, которые должны гарантированно получать тепло и горячую воду. К примеру, в Петербурге наш основной должник – ЗАО «Лентеплоснаб». Предприятие, обеспечивающее теплом часть Колпинского и Пушкинского районов города, задолжало нам 242,5 миллиона рублей. Еще 282,9 миллиона нам должна местная генерирующая компания ЗАО «ГСР ТЭЦ», долг которой образовался во многом по вине «Лентеплоснаба». Итого задолженность 525,4 миллиона – это почти половина долга всего Петербурга. Мы вели с ними переговоры, по нашей просьбе проходили совещания в комитете по энергетике, но пока нет никакого результата, а долг с каждым месяцем продолжает расти. Мы связаны по рукам: прекратить поставки природного газа в отопительный период не можем – люди нуждаются в тепле и горячей воде, конфисковать за долги, например, имущество «Лентеплоснаба» тоже не можем – это собственность ГУП «ТЭК СПб». Конечно, рано или поздно городские власти расторгнут с ними договор и заберут имущество, но кто нам вернет накопившиеся долги?
– Кроме двух крупных должников, кто еще сейчас в вашем долговом списке?
– Среди промышленных предприятий – Балтийский завод, который недоплатил нам 22,6 миллиона рублей, завод им. Калинина (7,8 миллиона), ЗАО «Пулково-Цветы» (7,3 миллиона). У каждого из них есть свои причины не платить. Например, Балтийский завод просто не может вовремя получить бюджетные деньги, у остальных тоже есть свои объяснения и отговорки, но это небезнадежные долги. Сложнее с областным предприятием «Завод «Сланцы». Выводом его из кризиса занимались разные компании, тогда у нас была надежда, что инвестор за все заплатит, но инвестора так и нет, а долги растут. Как только судебные приставы пытаются взыскать деньги с банковского счета, выясняется, что он пуст. Но самая тяжелая ситуация, повторю, именно с долгами жилищно-коммунальной сферы. В Ленинградской области шесть районов – муниципальных образований (Гатчинский, Выборгский, Тихвинский, Тосненский, Кингисеппский, Кировский) накопили долг больше полумиллиарда рублей.
– Что вам мешает взыскивать долги через суд?
– Конечно же, мы подаем иски в суд. Но судиться, к примеру, с ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» – совсем не то же самое, что отнять купленный в кредит и не оплаченный вовремя телевизор у гражданина. От подачи иска в суд до первого слушания проходит обычно месяца полтора. Потом еще месяц ответчик не является на слушания по «уважительным причинам». Наконец, мы выигрываем дело, но должник подает апелляцию – чтобы еще потянуть время; проиграв дело и в этой инстанции, подает кассацию. И к моменту, когда появляется окончательное судебное решение, либо предприятие погашает задолженность, что бывает редко, либо у него на счете уже нет денег, так как на предприятии началась реструктуризация и оно меняет собственников. В итоге спрашивать не с кого.
– Но ведь в Ленинградской области есть действительно бедные районы…
– Есть. Но размер их бюджетов не имеет отношения к долгам, потому что за тепло и горячую воду, а значит, и за газ люди платят везде. А такие районы, как Выборгский, Гатчинский, Всеволожский, побогаче многих европейских городов. Проблема в другом. Мы всегда с тревогой ожидаем муниципальных выборов, потому что в большинстве районов после смены глав начинается передел коммунального бизнеса, и пока все не утрясется, платежи не идут.
– Неужели к концу отопительного сезона нас ждут массовые отключения газа и горячей воды?
– Я не так мрачно смотрю на вещи, бывали времена и похуже, в конце 1990-х – начале 2000-х годов, и ничего, постепенно все свои долги погасили. Хотя приходилось ограничивать подачу газа, а затем и отключать наиболее злостных должников. Я заранее хочу предупредить: никому никаких долгов прощать и списывать мы не будем. Во-первых, для этого нет никаких оснований, а во-вторых, мы просто не имеем права этого делать. Долги будут взыскиваться через суды, банкротства, конкурсное управление, распродажу имущества. Но есть лучший для всех путь – договариваться. Не ждать судов, а приехать к нам в офис, объяснить свою ситуацию, составить график текущих платежей и погашения долга. Списать мы его, повторю, не можем, но предоставить рассрочку имеем право. Если у кого-то ситуация безнадежная – пусть просят дотацию у своих региональных властей.
Дисциплина расчетов – это основа нормальной экономики. Без нее не будет доверия, не будет инвестиций, не будет бизнеса и нормальной жизни для людей. Поэтому от имени нашей компании я еще раз прошу всех должников начать честный переговорный процесс и решить проблему долгов.