Полис ОСАГО покрывает фиговый листок убытков

Максимальная сумма компенсации при ДТП порой не возмещает и десятой части убытков потерпевшего участника аварии, если его машина разбита в хлам в инциденте с участием нескольких автомобилей

 

Максимальная сумма компенсации при ДТП порой не возмещает и десятой части убытков потерпевшего участника аварии, если его машина разбита в хлам в инциденте с участием нескольких автомобилей

Еще два года назад, 1 марта 2009 года, вступила в силу ключевая поправка в федеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». При оформлении ДТП должна была заработать система прямого урегулирования убытков, при которой пострадавший по вине другого участника аварии водитель мог бы обратиться за денежной компенсацией в свою страховую фирму, а не в компанию, продавшую полис виновнику ДТП.

Несмотря на директиву Минфина России, коммерсанты отказываются ей подчиняться, так как Российский союз автостраховщиков имеет сильные лоббистские позиции в Государственной думе. На прямое урегулирование убытков игроки рынка ОСАГО соглашаются только под прессингом адвокатов состоятельных потерпевших и только для автомобилей, купленных позднее 1 марта 2009 года. Да и то не всегда. По Закону об ОСАГО максимальные выплаты по одному страховому случаю не превышают 160 тысяч рублей, даже если грузовик или тяжелый джип превратил в груду металлолома сразу несколько машин.

 

С милицией лучше не сталкиваться

Именно такой случай произошел в Петербурге в понедельник, 12 июля 2010 года. В 8.45 на стыке Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова мощный эвакуатор ЗИЛ с госномером О 330 СЛ 98, принадлежащий автохозяйству Петроградского районного отделения ГАИ, на большой скорости протаранил сразу две иномарки, стоявшие на проезжей части, ожидая зеленого света светофора. О чем думал шофер грузовика милиционер Вадим Новиков, пьян ли он был за рулем, неизвестно, так как сразу после аварии он спрятался от разборок с жертвами ДТП в машине скорой помощи.

Эвакуатор под управлением Вадима Новикова на десятки метров разбросал по проезжей части синий «Мицубиси Лансер» и черный «Рено Меган II»

– Стою на красном и откуда-то сзади слышу глухой удар, – вспоминает владелец «Мегана» Геннадий Дружинский. – Только вздохнул с облегчением, что не меня, как чувствую, что сзади мой седан кто-то таранит. Успеваю вывернуть руль, чтобы не вылететь на встречку, а мою машину разворачивает на 180 градусов.

А «Лансер» после контакта с гаишным эвакуатором вообще подлетел, приземлился на встречной полосе, а передними колесами залез на противоположный тротуар. А взбесившийся ЗИЛ сумел затормозить только в считаных сантиметрах от стены на другой (!) стороне улицы, едва не врезавшись в витрину магазина «Дисконт». Хорошо, что обошлось без жертв, так как в ранний час на тротуаре не оказалось пешеходов. 

– Судя по факту наезда на стоящие машины на большой скорости в условиях прекрасной видимости, шофер эвакуатора был неадекватен, – считает Геннадий Дружинский. – Но проверить это не удалось, так как Новиков сразу залепетал: «Ребята, я виноват, я все понимаю, но у меня разбиты ноги, мне больно, разберемся потом». Трех минут не прошло, как приехала «скорая», забрала виновника ДТП, и больше я его не видел, даже когда собирал документы для ГАИ. Какие там разбитые ноги, если кабина ЗИЛа находится выше крыши моей машины! Вот мне, стоячему, досталось: ударился грудью о рулевую колонку. Больно, конечно, но в травмопункт я не обращался.

Замеры и схему аварии инспекторы ДПС составили на скорую руку, так как им требовалось срочно убрать побитые иномарки с проезжей части, чтобы не мешать проезду кортежа китайских товарищей.

«Мы ничем вам помочь не хотим»

– В аварии также пострадала «Волга», которая стояла на светофоре впереди меня, – вспоминает владелец покореженного эвакуатором «Мегана» с регистрационным номером Н 971 ЕК 98. – По инерции я с ней «поцеловался», но лишь чуть поцарапал бампер. Владелец «Волги» предпочел не связываться с инспектором и добровольно уехал с места ДТП. Тем не менее в ГАИ мне сказали: придется на два месяца задержать выдачу документов, чтобы разыскать и идентифицировать третьего потерпевшего. А ведь рядом с местом аварии висела видеокамера! В итоге милицейское постановление я получил на руки только через три месяца после аварии.

Владелец «Рено» пришел с документами для прямого урегулирования убытков в компанию «РЕСО-Гарантия», продавшую ему полис ОСАГО. Но там ему вежливо, но твердо ответили: «Мы ничем вам помочь не можем, обращайтесь в страховую фирму виновника аварии». Честнее было сказать: «Мы вам помочь не хотим». Поправки к ОСАГО, которые ввели систему прямого урегулирования убытков, де-юре действуют уже два года, а де-факто – страховщики плевать на них хотели.

К сожалению, полис принудительного автострахования, в отличие от добровольного по системе КАСКО, это фиговый листок с точки зрения адекватной компенсации. Но услуги КАСКО в 15–20 раз выше расходов на ОСАГО, поэтому многие владельцы «Жигулей» и даже иномарок средней руки на добровольном страховании экономят. Так же поступил и Геннадий Дружинский. Новый «Меган» стоимостью 500 тысяч рублей он купил в кредит, и свободных денег на полис КАСКО, которой гарантирует выплату адекватной компенсации при ДТП или угоне, у нашего героя попросту не было. Годовой полис КАСКО на «Меган» стоит у питерских страховщиков от 60 до 70 тысяч рублей в год, а ОСАГО – 4–5 тысяч.

Автохозяйство ГАИ Петроградского района, шофер которого Вадим Новиков 12 июля 2010 года «порезвился» на Каменноостровском проспекте, обслуживает петербургский филиал московского страхового дома ВСК (Военно-страховая компания). Геннадий Дружинский направился туда, в офис на Воронежскую улицу, 5, но агенты ВСК документы у него не приняли. Потребовали какую-то дополнительную справку от ГАИ, затем еще одну. Наконец, решили выплатить Дружинскому компенсацию, размер которой привел его в шок.

Специалисты регионального агентства независимой экспертизы оценили ущерб французского автомобиля в 326 тысяч рублей. Ведь иномарка была разбита в хлам: оба бампера, три крыла, задняя панель, крышка багажника, задние фонари, глушитель, задняя подвеска и другие элементы. С учетом трехлетней амортизации автомобиля эксперты урезали сумму компенсации сразу на 30 процентов, до 236 тысяч рублей. ВСК же выплатила Геннадию Дружинскому всего 40 тысяч!

Где взять 100 тысяч на адвокатов?

На письменную претензию потерпевшего страховщики из ВСК 14 января 2011 года ответили так: «В соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» максимальный размер выплат… составляет 160 тысяч рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. 120 тысяч рублей ВСК перечислила за поврежденное транспортное средство «Мицубиси» и произвела вам выплату в размере 40 тысяч рублей. Указанная сумма определена как разница между предельно возможной для рассматриваемого страхового случая страховой суммой (160 тысяч рублей) и ранее произведенными по этому случаю выплатами (120 тысяч рублей)».

Таким образом, владелец побитого «Мегана» получил лишь треть от прописанной в Законе об ОСАГО максимальной компенсации, которая, и это признают сами страховщики, явно занижена. А вот если бы его не послала куда подальше компания «РЕСО-Гарантия», продавшая Геннадию Дружинскому полис, и оплатила бы компенсацию за материальный ущерб, страховую сумму не пришлось бы делить. Потерпевший получил бы на руки 120 тысяч рублей и на эти смог бы оплатить хотя бы половину ремонта. Но законы в России, особенно в такой специфической сфере, как автострахование, что дышло. На манипуляцию ими чиновники и депутаты попросту закрывают глаза.

– В ВСК мне посоветовали подать в суд на автохозяйство Петроградского ГАИ и виновника ДТП Вадима Новикова, – сообщает автовладелец. – Но где мне взять еще 100 тысяч, а может быть, и более рублей, чтобы провести независимую экспертизу, оплатить услуги адвоката и государственную пошлину? Да и не факт, что выиграю дело: с милицией в нашей стране в суде бороться бесполезно.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.