Лариса Лужина:«Знакомых олигархов у меня не было»

Известная актриса рассказала «НВ», как попала в кино, работая манекенщицей, об отношениях с Владимиром Высоцким и о секрете своей молодости

 

Известная актриса  рассказала «НВ», как попала в кино, работая манекенщицей, об отношениях с Владимиром Высоцким и о секрете своей молодости

Однажды, когда она была еще в «колясочном» возрасте, на прогулке к ее маме подошла цыганка и сказала: «Ваша девочка родилась под счастливой звездой. Поклонников у нее будет много, но останется она одинокой». Все так и случилось. И не удивительно, что Лариса Лужина стала одной из героинь телевизионного цикла «Бабье лето». «Мне приятно было встретиться в этом проекте с блистательной актерской сборной Советского Союза, где и Вера Васильева, и Людмила Касаткина, и Ольга Аросева, и Людмила Чурсина, и Татьяна Конюхова. Ой, всех так сразу и не перечислишь!» - сказала, улыбнувшись, актриса.

- Лариса Анатольевна, для кого-то приглашение Сергея Майорова в проект «Бабье лето» было еще и возможностью напомнить о своем существовании. К вам это не относится, в последнее время вы очень активно снимаетесь в сериалах, играете на драматической сцене.

- Была пауза, но теперь я стала снова много сниматься. Сейчас играю сразу в трех проектах. В сериале «Маруся» - хозяйку винодельческого хозяйства. Мне очень приятно, что в Украине этот сериал стал необычайно популярным. Все мы ждем, когда же его покажут в России. Еще я снялась в сериале «Сердце Марии». Снимаюсь на НТВ в сериале под названием «Стервы», где играю кагэбэшницу. Снялась у режиссера Саши Баранова в восьмисерийном проекте, у которого пока нет названия. Сыграла также в сериале «Судмедэксперты». В этом году у меня много работы. Представляете, еще не было ни одного выходного дня! В начале марта я буквально выпросила два дня на поездку в Петербург, где канал «Домашний» представлял проект «Бабье лето». Как раз в день презентации у меня был день рождения, а родилась я перед войной в Ленинграде. Отец и сестра умерли в блокаду, а мы с мамой чудом уцелели. Затем нас эвакуировали, после войны раны и воспоминания все равно болели, будоражили, и мы отправились жить к брату матери в Таллинн. Там я впервые вышла на сцену в школьном драматическом кружке. Так что мне очень дорог этот город, я всегда с радостью сюда возвращаюсь.

- Что произошло, почему вас вновь начали снимать? И ведь нашлись и роли интересные, и партнеры достойные!

-Так звезды расположились… Паузы были у всех актрис, особенно после перестройки. Но в начале «нулевых» меня пригласили сыграть в большом сериале «Любовь как любовь», где моим экранным супругом стал Сергей Никоненко. Этот проект имел большой успех, тронул сердца зрителя. Телевизионная сага «Любовь как любовь», созданная на основе оригинального сценария польского драматурга Илоны Лепковской, открывала тайны двух современных семей, кажущихся на первый взгляд абсолютно обычными. Это не коронованные особы и не герои светских полос, а обыкновенные люди - типичные деревенские жители, обитатели небольшого городка и мегаполиса. Тем не менее, у каждого из них есть свой «скелет в шкафу», свои скрытые причины быть такими, а не иными, свои мечты, и свой гамлетовский момент истины... Когда говорят, что сериал – это не настоящее искусство, я вспоминаю про «Любовь как любовь» - это достойный проект.

- Ваш путь к славе начинался на берегах Невы? Или в Таллинне?

- Я поступала в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии – не поступила. Вернулась в Таллинн, пошла сначала на фармацевтическую фабрику, затем работала зефирщицей на кондитерской фабрике «Калев». В свободное время подрабатывала манекенщицей в Доме моделей. Однажды на показ заглянули члены съемочной группы фильма «Незваные гости», обратили на меня внимание, предложили сняться в роли певички из ночного кабаре.

- Вас ведь открыл один из самых опытных ленинградских режиссеров Герберт Раппопорт?

- Да, он позвал на одну из главных ролей в фильме «В дождь и солнце». Съемки проходили в Таллинне, а мне хотелось попробовать свои силы в Ленинграде или Москве. Но на дорогу до Москвы и проживание в столице денег не было. Вдруг меня вызвали на кинопробу в Москву, и там уже я нашла возможность показаться Сергею Аполлинариевичу Герасимову и Тамаре Федоровне Макаровой. Прочитала монолог Ларисы из «Бесприданницы». Помню, от избытка эмоций даже расплакалась. Думала, плохи мои дела, и не поверила своему счастью, когда мастер меня все-таки взял на курс, где моими однокурсниками стали Николай Губенко, Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, Галина Польских, Лидия Федосеева.

- А проснулись вы знаменитой в 22 года - после картины «На семи ветрах»!

- Причем Станислав Ростоцкий на роль Светы Ивашовой поначалу пригласил другую актрису, но Герасимов настоял, чтобы взяли меня. Ростоцкому это не понравилось, но он не смог ослушаться.

- Но ваша карьера могла оборваться в самом начале. Хотелось бы из первых уст узнать, танцевали ли вы твист на фестивале в Каннах?

- Моим соседом по вгиковскому общежитию был темнокожий студент из Парижа, и от него я нахваталась модных танцев. И когда мы отправились в Канны на кинофестиваль, то на одной из вечеринок, как говорит современная молодежь, отожгли. Причем, с согласия моих педагогов. Затем в журнале «Пари Матч» вышел фоторепортаж под названием «Сладкая жизнь советской студентки». После такой статьи мне запросто могли поломать карьеру ревнители морали. За меня вступился Сергей Герасимов, фактически спас меня. А в 1963 году мне предложили контракт со студией «ДЕФА» в ГДР, что по тем временам было равно нынешнему приглашению в Голливуд. Снялась в шести картинах. Самая известная – сериал «Доктор Шлюттер», где мне предстояла постельная сцена. Это вам не твист на вечеринке! Должна была я лежать, правда, в трусиках, но топлесс. Помню, стою и плачу. Всех, кроме оператора, удалили из павильона, а я никак не успокоюсь. Глотая слезы, объясняю переводчице: у меня маленькая грудь, если лягу на спину, ее совсем не будет видно. Режиссер разрешил: «Будешь сидеть!» Но и тут я замкнула руки на груди, так меня и сняли. В итоге за роль в телефильме «Доктор Шлюттер» (точней, там мне довелось сыграть две роли – матери и дочери) я получила национальную премию ГДР.

- Правда, что вам не понравилась песня «Она была в Париже», которую Владимир Высоцкий написал на съемках «Вертикали» и посвятил вам?

- О том, что Высоцкий посвятил мне песню, я узнала от своего первого мужа, оператора Александра Чердынина. Он сообщил, что Володя усадил его и объявил: «Леша, послушай, какую песню я написал твоей бабе!» И спел: «Она была в Париже…» Там, кстати, есть такие строчки: «Ну что мне до нее – она уже в Иране». После фильма «На семи ветрах» я действительно была в Иране, а потом во Франции. Не могу сказать, что песня мне сразу понравилась, какие-то строчки показались не про меня, не про наши отношения с Высоцким. Но только спустя годы я поняла, что это все-таки был художественный образ, и хотя песня адресована Лужиной, но, конечно же, она не только про меня.

- На вопрос, кто ваш самый любимый партнер, ответите?

- Мне везло на партнеров. Я счастлива, что мне довелось работать с такими замечательными артистами как Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Тихонов, Толя Кузнецов, Владимир Заманский, Анатолий Ромашин, Леня Быков, Николай Еременко… Конечно же, Володя Высоцкий. У меня со всеми были очень хорошие отношения, с удовольствием всех вспоминаю.

- Вы любите пересматривать картины с вашим участием? У вас дома собрана коллекция этих фильмов?

- Нет, я коллекционированием такого рода не увлекаюсь. Но все свои картины я знаю, помню. Каждая из них кусок жизни, его забыть невозможно.

- А есть такие, которые хотели бы забыть?

- И в этом я вас разочарую - нет таких. Зато есть фильмы, которые с годами смотрю с все большим удовольствием – смотрю по телевизору: «На семи ветрах», «Исполнение желаний», «Тишина», «Главный свидетель», «Вертикаль», «Любовь Серафима Фролова».

- Почти всем кинозвездам перемывает косточки желтая пресса… Вам доставалось от желтой прессы?

- Много писали о каких-то моих романах, в основном, чушь. Про роман с Владимиром Высоцким не писал только ленивый, хотя на самом деле мы были просто друзья… Нет, мне особо не доставалось. Кроме того, что я купила квартиру в Болгарии, ничего такого не писали. Правда, я ее не покупала тогда, когда вышла статья. Но после этого я взяла и купила, решила, почему бы нет! Так что и от проделок желтой прессы бывает польза (смеется). Ну а если серьезно, то при такой занятости, я, конечно, материально могу себе что-то позволить… У меня три внука, их нужно куда-то вывозить. А что может быть лучше Черного моря? Три внука: Прохор, Данила и Матвей. Как говорится, растут три будущих воина-богатыря….

- Ваш характер с годами изменился?

- Не могу сказать, что произошли особые изменения. Но в последнее время от переработки, от усталости я становлюсь раздражительной. Но я уже заметила это и борюсь с плохим настроением.

- У вас есть меценаты?

- В свое время в перестройку нашелся человек (к сожалению, его уже нет в живых, в 35 лет его убили)- он начинал заниматься нефтью. И он мне дал 500 долларов, чтобы мы могли как-то выжить. И я поставила спектакль «Курица» для 4-5 актеров. Мы потом ездили с этим спектаклем по городам и весям, и так выживали. А знакомых олигархов у меня не было. Все сама. Бывает, к юбилею начинаешь ходить, кланяться, ну кто-то поможет. Я служу до сих пор в Московском Театре киноактера, играю, правда, только в одном спектакле. Раньше играла еще в «Чайке», но на съемках порвала себе ахиллесово сухожилие. Вот уже полгода хромаю. Все некогда сделать операцию. Вот завтра с утра опять уезжаю на съемки.

- Я как-то не обратил внимание на хромоту. Зато не могу не восхититься: вы прекрасно выглядите! Что делаете для поддержания формы?

- Периодически что-то пытаюсь делать, но не систематически. Так что, можно сказать, не делаю ничего. Я ходила в бассейн, а сейчас даже на него не хватает времени. В 8 утра уезжаю на съемки, в десять вечера возвращаюсь. Рабочий день длится по 12 часов, а иногда бывают переработки до 16-17 часов. На дорогу по московским пробкам уходит часа четыре. Даже молодежь устает, а что уж говорить про нас. Тем не менее, это - работа. Думаешь: вот сейчас станет легче, будет меньше работы. А потом понимаешь, лучше так, чем сидеть без дела, обузой. Пока ноги ходят, дышишь, еще что-то можешь сыграть – лучше работать. Работа держит в тонусе. Люди расплываются, лежа на диване у телевизора. Праздность развращает человека в любом возрасте, к ней очень быстро привыкаешь. И начинаются проблемы со здоровьем, с нервами…

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.