Берегись «мигрантмобиля»

Корреспондент «НВ» попытался устроиться водителем маршрутки, а заодно выяснил, почему по улицам Петербурга ездят аварийные коммерческие автобусы

 

Корреспондент «НВ» попытался устроиться водителем маршрутки, а заодно выяснил, почему по улицам Петербурга ездят аварийные коммерческие автобусы

Для Петербурга транспортный вопрос всегда был и, увы, остается одним из самых болезненных. В первую очередь это касается маршрутных такси. Автобусы, дребезжащие на ходу, водители, для которых ПДД не писаны… И, как следствие, аварийные сводки ГИБДД, в которых регулярно фигурируют маршрутки. Но ведь почти каждый год правила организации коммерческих перевозок ужесточаются. Так почему на дорогах лучше не становится? Корреспондент «НВ» провел собственное расследование, узнал официальную позицию городских чиновников, экспертов и даже сам под видом мигранта попытался устроиться в одно из автотранспортных предприятий.

«Они предъявили власти ультиматум»

В Петербурге рынок коммерческих перевозок контролируют четыре крупные компании – «Питеравто», «Вест-Сервис», «Третий парк» и «Такси-2». Именно их маршрутки курсируют по наиболее выгодным с точки зрения пассажиропотока и, как следствие, прибыли улицам. Небольшим фирмам приходится довольствоваться тем, что останется, – маршрутами, на которые «гиганты» попросту не обратили внимания.

– У «Питеравто» и «Вест-Сервиса» пришлось отобрать несколько маршрутов, потому что на них, скажем так, объем перевозок был «неадекватным», – говорит председатель комитета по транспорту Станислав Попов. – Санкции применялись и к компаниям «Такси-2» и «Третий парк». По ряду направлений проводили дополнительный конкурс, на эти линии пришли новые перевозчики, а некоторые сейчас обслуживаются силами ГУП «Пассажиравтотранс». В ближайшее время еще два конкурса проведем по маршрутам в Красносельском и Приморском районе.

Желание профильного комитета навести порядок в сфере общественного транспорта не может не радовать. Однако старания чиновников требуемого эффекта не дают, а ситуация меняется к лучшему с большим скрипом.

– Транспортные власти некоторое время назад хотели решить эту проблему одним мощным ударом, но у них ничего не получилось, – считает эксперт рынка перевозок Иван Глухов. – Руководство крупных предприятий-перевозчиков поставили перед фактом: необходимо в кратчайшие сроки почти полностью заменить автопарк, установить специальные технические устройства в салонах (видеорегистраторы, тахометры). Это нормальные требования, ничего сверхпринципиального в этом нет. Но перевозчики сразу же показали, кто диктует условия в Петербурге.

По сути, они предъявили комитету по транспорту ультиматум – или вы идете на уступки (выгодные только одной стороне – самим компаниям), или город ждет транспортный коллапс, потому что большая часть маршруток на улицы не выйдет. Осуществись эта угроза, и нас бы действительно ждал очень серьезный транспортный кризис. Маршрутки сегодня перевозят до 30–35 процентов пассажиров. Это довольно много! Общественный транспорт, думаю, справился бы с нагрузкой. Но, во-первых, перераспределение пассажиропотока требует времени, а во-вторых, в некоторых районах (в первую очередь это касается окраин) альтернативы маршруткам сегодня не существует…

«Их давно пора отправить на свалку»

Первоначальный вариант нового договора города с перевозчиками предусматривал требования к выходящим на линию автобусам: низкий пол и срок эксплуатации не более 5 лет. Перевозчики сумели выбить для себя «режим наибольшего благоприятствования» – теперь машины должны быть не старше 7 лет (на «социальных» маршрутах), а маршрутки – не старше 5. На бумаге вроде бы смысл не особо поменялся. Но на деле сотни старых микроавтобусов китайского производства еще долго будут колесить по петербургским трассам, вырабатывая свой ресурс. Большинству из них еще нет и трех лет, но техническое состояние таких маршруток уже сейчас вызывает у экспертов серьезные опасения.

– По «китайцам» могу сказать совершенно точно – больше 70 процентов из автобусов «Ютонг», которые мне приходилось обслуживать, давно пора отправить прямиком на свалку, – сказал корреспонденту «НВ» долгое время работавший механиком в одной из крупных компаний-перевозчиков Игорь Сергеев (по просьбе собеседника мы изменили его имя). – Они не выдерживают наших условий, после зимы начинают «сыпаться», ржавеют. Более того, у этих автобусов серьезные проблемы с тормозной системой. Всем, кто хоть раз ездил на таких маршрутках, знаком скрип, раздающийся во время остановки. Это говорит о стертых тормозных колодках. Другая серьезная проблема часто возникала с коробкой переключения передач, рулевое заклинивало. По-хорошему такие автобусы нужно ставить на техобслуживание раз в неделю. Но нам, естественно, много времени не давали. Маршрутка ездит – ну и ладно.

По словам собеседника «НВ», зарплата технического персонала совершенно не соответствует объемам необходимой работы – от 20 до 28 тысяч рублей. Соответственно, и качество техпроверки оставляет желать лучшего.

– Некоторые маршрутки вообще не проверялись перед выходом на трассу, – признался Игорь Сергеев. – А водители старались выехать как можно раньше, минуя проверку, чтобы заработать больше денег.

– К старым «Ютонгам» действительно поступало множество претензий, – согласился Станислав Попов. – Но мы учли это и при заключении новых договоров особое внимание уделяем технике. Новые китайские автобусы, закупленные «Третьим парком», например, мне очень нравятся. Там и кресла мягкие, и даже двигатель стандарта «Евро-4».

– Ничего не знаю насчет новых «китайцев», но у старых двигатель экологическим стандартам европейского уровня точно не соответствует, – ответил чиновнику механик.

Одними китайскими чудесами техники проблемы петербургских маршруток не ограничиваются. На наших дорогах часто можно встретить турецкие автобусы марки «Otoyol», главная проблема которых – слишком маленькие колеса, так что при повороте (особенно на скорости выше 60 километров в час) такая маршрутка легко может перевернуться. Хотя по технической части эти машины, как рассказал Игорь Сергеев, довольно надежны. По маршруту «К-140» до сих пор возят пассажиров старые ПАЗы, разваливающиеся буквально на глазах. Кроме того, с трасс так и не удалось полностью убрать пассажирские «газели».

– «Газели» продолжают использовать нелегальные перевозчики, – говорит Станислав Попов. – К сожалению, сегодня отношения перевозчика и города ничем, по сути, не регламентируются. Мы можем только проводить рейды вместе с ГИБДД и снимать с трассы маршрутки, работающие без договора. В последний раз было задержано 15 таких автобусов, и 10 из них имело различные технические неисправности. В новых правилах пропишем все тонкости, устраним недостатки.

«Спим по 4–5 часов в сутки»

К чести комитета по транспорту, его руководителям удалось уничтожить стихийные «отстойники». Сегодня по ночам уже почти не встретишь припаркованных во дворах и на обочинах маршруток, рано утром выходящих на линию, минуя автопарки. А ведь еще 2 года назад это было привычным явлением. Но решить кадровую проблему чиновники не могут в принципе. Между тем она – одна из самых острых.

Почти 70 процентов водителей коммерческих маршрутов – приезжие из республик Средней Азии. Мало кто из них до этого имел опыт работы на улицах большого города. Мансур, как и многие его земляки, приехал в Петербург из Узбекистана, из небольшого городка Акалтына.

– Четыре года назад, когда только начинал тут работать, вообще не понимал, как на дороге себя вести, русских слов не знал практически, – рассказывает водитель, при этом успевая отвечать на родном узбекском по мобильному телефону, а второй рукой отсчитывать сдачу. – Сейчас-то привык, но уж очень у нас работа напряженная. Спим по 4–5 часов в сутки иногда. А автобус... Ну да, он не самый новый, ремонта требует. Но ведь ездит же! А нам что главное – по максимуму пассажиров перевезти, чтобы заработать деньги. Азиатские новички на дорогах Петербурга (и я это готов признать) – это потенциальная угроза. Плюс усталость дает себя знать, к вечеру часто внимательность теряется. А если план добирать нужно – то и нарушения правил допускаешь.

Водителей петербургским перевозчикам постоянно не хватает, поэтому и берут на работу всех желающих. В одном из транспортных предприятий корреспонденту «НВ», представившемуся гражданином Украины, предложили «прийти поговорить», объяснив, что главное требование к кандидатам – разрешение на работу.

– На коммерческом маршруте у нас зарплата от 25 тысяч рублей, – сообщили в отделе кадров. – Это если работать как положено – два дня через два. Но возможны варианты. Хотите больше получать – обсудите график с начальником автоколонны. У нас многие так делают.

«Индивидуальный график», по словам Игоря Сергеева, – это практически ненормированный рабочий день, где перерывы на обед и отдых сведены к минимуму или вообще отсутствуют.

– У нас на предприятии мигранты работали по 16 часов в день без перерыва, – вспоминает техник. – Ели на ходу, иногда плов по религиозным праздникам прямо в парке варили и ели всей компанией. А так обычно бутерброд перехватят на кольце – и снова на трассу. Потом ходят с красными глазами, шатаются от усталости. Ребята из технического отдела даже шутили – «идешь по территории базы – берегись «узбекмобиля»». А петербуржцев на такую работу силком не затащишь.

Ситуация с водителями, как признал Станислав Попов, сложная. В городе работает учебный комбинат для шоферов, но жители Петербурга особого желания обучаться там, а потом заключать контракты с транспортными компаниями не имеют. В то же время статистика аварий по вине перевозчика, по информации чиновника, идет на убыль. Возможно, в 2013 году, когда на всех линиях появятся новые автобусы, маршрутки и вовсе перестанут фигурировать в сводках ДТП. Во всяком случае, в комитете по транспорту на это очень рассчитывают.

 

хроника происшествий

В Красном Селе рано утром 3 января маршрутное такси К-75 врезалось в трактор. Водитель скончался на месте, также пострадали 9 пассажиров. 19 января в грузовик врезалась маршрутка в Колпино (травмированы четверо), а на следующий день такая же авария произошла на Софийской улице, различные травмы получили 5 человек.

14 марта на пересечении улиц Кантемировской и Харченко водитель маршрутки К-175А не смог справиться с управлением и вылетел с трассы. Остановить микроавтобус смог лишь возникший на его пути дом. Пять пассажиров пострадали, четверых из них пришлось направить в больницы. Серьезные травмы получил и сам шофер.

23 марта в грузовик на перекрестке улиц Елизарова и Пинегина врезалась маршрутка К-114. К счастью, серьезных последствий эта авария не имела. А 8 апреля на улице Ивана Фомина попали в ДТП сразу же 2 маршрутных такси. Оба водителя получили ушибы и ссадины.

 

справка «нв» Что нарушают водители маршруток

1. Правила перевозки пассажиров (пункт 22.7 ПДД).2. Правила парковки в зоне остановочных павильонов, высадки и посадки пассажиров (пункт 12.4 ПДД).3. Превышают скорость на трассах Петербурга (пункт 10.2 ПДД).4. Правила проезда перекрестков и светофоров (пункт 13.1 ПДД).5. Выезжают на встречную полосу (пункт 9.2 ПДД).

между тем… «Нелегалы» дешевле

В Петербурге и пригородах действуют более 600 коммерческих маршрутов, а цена на проезд в этих автобусах варьируется от 20 до 50 рублей. При этом официальный договор с комитетом по транспорту заключили только 15 автотранспортных предприятий. Интересно, что некоторые компании обслуживают лишь один маршрут (например, ООО «Оникс» возит пассажиров от бульвара Новаторов до Привокзальной улицы в Ломоносове). Далеко не все маршрутки на наших улицах, как считают в комитете по транспорту, легальны. Часть перевозчиков продолжает работать по лицензии, полученной в Москве. Поэтому часть маршрутов, существующих официально, могут дублироваться. Речь идет, например, о маршруте номер К-122А или К-155Б. Причем обычно стоимость проезда в таких маршрутках на два-три рубля ниже, чем в легальных.

новшество Водителей-лихачей ограничат тахометрами

К середине лета нынешнего года перевозчики должны оборудовать свои маршрутки так называемыми приборами учета. В этот перечень входят видеорегистраторы, видеокамеры, тахометры, автоинформаторы. Установка видеокамер, например, позволит контролировать поведение водителей, зачастую пренебрегающих правилами поведения в салоне. У компаний появится возможность накладывать штрафы на тех шоферов, которые не пристегнулись во время движения, разговаривали по мобильнику, курили в салоне или высаживали пассажиров в неположенных местах. Тахометры же придумали для того, чтобы не дать маршруточникам-лихачам превратить свое транспортное средство в гоночный болид. Эти приборы блокируют разгон больше определенной скорости (в нашем случае это будет, скорее всего, 60 километров в час).

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.