Путиловский – Кировский: 210 лет вместе с Россией!

«НВ» продолжает серию публикаций, посвященную трудовым свершениям знаменитого предприятия

«НВ» продолжает серию публикаций, посвященную трудовым свершениям знаменитого предприятияВ этом году у коллектива Кировского завода, помимо 210-летнего юбилея со дня основания, еще одна важная дата: исполнится полвека с тех пор, как вышло в свет постановление Совета Министров СССР о производстве на Кировском заводе тяжелого сельскохозяйственного трактора, впоследствии ставшего известным миру под брендом «Кировец» К-700. Легендарного трактора, который поднял на новый уровень как аграрную, так и машиностроительную отрасль.

Эпоха «семисотых»

А начиналось все в далеком 1959 году, когда тогдашнему советскому лидеру Никите Хрущеву во время поездки в США среди прочих чудес американской техники показали мощный сельскохозяйственный трактор «Джон Дир». Трактор произвел большое впечатление огромными размерами, высокими скоростями при пахоте и легкостью, с которой он тащил за собой восьмикорпусный плуг.

Вернувшись домой, Хрущев вручил фотографию трактора председателю Комитета оборонной промышленности и сказал: «Нам надо иметь такой же!» Через несколько дней фотография трактора оказалась у главного конструктора СКБ-2 Кировского завода Жозефа Котина – прославленного танкового кудесника времен Великой Отечественной войны. Он собрал компоновочный отдел, положил фотографию на стол и спросил: «А что это за схема с ломающейся рамой?»

Подняли архивы, просмотрели старые учебники по танкам и автомобилям и выяснили, что в американском тракторе изменение направления движения осуществлялось не за счет поворота колес относительно базовой рамы, как при классической компоновке, а путем «излома» двух шарнирно-сочлененных полурам, на которых крепятся все узлы машины. Расчеты показали, что такая схема позволяла существенно увеличить тяговое усилие при одновременном повышении управляемости и проходимости машины. Разработанные на заводе схемы нового трактора и расчеты были отправлены в Москву.

В августе 1961 года постановлением правительства Кировскому заводу было предписано спроектировать и освоить производство принципиально нового скоростного трактора 5-го тягового класса (200–220 л. с.) с широким шлейфом навесных и прицепных орудий к нему. Сложнейшее задание не случайно досталось именно кировцам. В стране многие заводы выпускали средние и легкие тракторы, но, по сути, только у Кировского был опыт создания тяжелой техники. Да и опыта тракторостроения хватало – еще в далеком 1924-м здесь удалось наладить выпуск трактора «Фордзон-Путиловец», а впоследствии и другой марки – «Универсал». Всего с 1924-го по 1936-й завод поставил селу около 40 тысяч железных коней, которые пришли на смену лошади и сохе. Учитывалось также и то, что старейшее предприятие еще со времен Николая Путилова отличалось не только многопрофильностью производства, но и универсальностью своих рабочих, инженеров, конструкторов.

Как всегда и было на Кировском, задачу удалось решить в кратчайшие сроки. В создании трактора участвовал весь завод. Работа шла в три смены. Директор Иван Исаев, главный инженер Алексей Захарьин, руководитель тракторного КБ Виталий Поляченко дневали и ночевали в цехах и лабораториях…

Меньше чем через год после постановления Совмина, ранним утром 13 июля 1962-го, трактор «Кировец» К-700 с порядковым номером 1 вышел из заводских ворот. Параметры машины поражали воображение. Она состояла из 7405 деталей. Длина ее – 7 метров, высота – более трех, вес – 11 тонн. На испытаниях в пригородном совхозе новый трактор в агрегате с восьмикорпусным плугом проложил первую полосу вспашки шириной более 6 метров. Огромная машина шла с небывалой скоростью 10 километров в час и давала тягу «на крюке» в 5 тонн, переворачивая плугами громадные пласты земли. Для сравнения: в период конной тяги пахота однокорпусным плугом проводилась со скоростью до 3 километров в час, а в 50-е годы гусеничные тракторы пахали трех-четырехкорпусными плугами со скоростью до 6 километров, при этом ширина обрабатываемой полосы не превышала 3 метров. Таким образом, новая машина давала двойную-тройную прибавку производительности труда на сельскохозяйственных операциях и ощутимо сокращала агротехнические сроки всех сельскохозяйственных работ, что, естественно, повышало урожайность. Кроме того, диапазон рабочих скоростей – от 3 до 30 километров – делал их незаменимыми и в качестве сельского транспорта, причем в любое время года и в любую погоду.

«Кировцы» мгновенно стали популярны во всей стране, и их производство наращивалось невиданными темпами. Уже в 1975-м с конвейера сошел 100-тысячный трактор, а еще через 10 лет – 300-тысячный. В 1987 году был достигнут рекордный выпуск тракторов, до сих пор не имеющий аналогов в мировой практике, – 23 003 штуки. И уже трудно было представить наше село без этих высокоэффективных, надежных, неприхотливых машин, к тому же малочувствительных к российскому бездорожью.

Однако коллектив конструкторов-кировцев лестные оценки не усыпляли, почивать на лаврах они не собирались. Непрерывно шла исследовательская и опытно-конструкторская работа по созданию следующих моделей «Кировцев»: сельскохозяйственного К-701 и его модификаций, промышленного К-702 и трелевочно-транспортного К-703 – линейка «семисотых» постоянно модернизировалась.

По единодушному мнению специалистов, «семисотые» произвели и в аграрном секторе, и в машиностроении настоящую революцию. С этими машинами мы обогнали Европу не менее чем на 25–30 лет. Аналогичные тракторы появились на фермерских полях Старого Света лишь в 90-х годах… К сожалению, эти годы были для России не самыми благоприятными. В период глубокого кризиса на селе и всеобщего безденежья выпуск традиционной продукции на Кировском резко сократился. Зато увидел свет целый парк дорожно-строительных и специальных машин: погрузчиков, бульдозеров, виброкатков, снегоочистителей и многих других. Это было близко к чуду: впервые в стране в сложнейших условиях перестройки и конверсии была создана унифицированная линейка промышленных машин на базе, по сути, одного трактора. Но чуда не было. Это была давняя традиция Путиловского – Кировского завода: в трудные времена его всегда выручали инновации.

1 февраля 2002 года свершилось событие, которое рано или поздно должно было произойти: знаменитый К-700 и его потомки через 40 лет с начала выпуска были официально сняты с производства. Но к этому времени уже семь лет с заводского конвейера сходила достойная им замена: сначала К-744, а позднее – с 2000 года – его модификация К-744 серии «Р» (Россия). Целиком адаптированная для внутрироссийского потребления, она мало в чем уступала западным аналогам, а по цене была значительно дешевле их.

Модельный ряд К-744Р серийно выпускается на заводе по сей день. Наряду с легендарными «семисотыми» эти машины составляют основу парка тяжелых пахотных тракторов большинства российских агрохозяйств.

К сожалению, за тяжкое время реформ на российском тракторном рынке прочно обосновалась импортная техника, так что новой продукции Кировского завода пр иходится постоянно воевать за этот рынок. Но коллективу прославленного завода ни к военным, ни к мирным боям не привыкать.

 

«Кировцы» – смена поколений

Активное внедрение интенсивных технологий в сельском хозяйстве требовало все более мощной современной техники. В этой нише отечественного рынка в последнее десятилетие складывалась благоприятная конъюнктура, тем более что в тучные «нулевые» у потребителей появились деньги. Но одновременно росла и конкуренция: западные производители активизировали экспансию в Россию. Отставать в этой ситуации было смерти подобно. И Кировский завод адекватно ответил на вызовы времени.

Тракторы серии К-9000: сила плюс комфорт

Новая серия тяжелых тракторов К-9000 стала уже шестым поколением знаменитых «Кировцев». История ее создания полностью соответствует традициям Путиловского – Кировского.

На выставке-демонстрации сельхозтехники «День российского поля – 2007» директор ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ, дочернее общество ОАО «Кировский завод») Александр Крикунов рассказал тогдашнему министру сельского хозяйства РФ Алексею Гордееву о планах создания новой линейки тракторов 9-го тягового класса (350–500 лошадиных сил и выше). Ровно через год опытные образцы машин серии К-9000 были представлены на демонстрационном показе на «Дне российского поля – 2008».

Александр Крикунов вспоминает: «Непосредственная работа над машинами началась в конце лета 2007 года. Руководителем проекта был очень способный конструктор Сергей Спиридонов (сейчас он главный конструктор ПТЗ. – Ред.), который днями и ночами, и даже во сне, наверное, проектировал эту машину. Компоновку, внешний вид, дизайн К-9000 можно считать его личной заслугой. Но проект – это всегда коллективный труд, на некоторых этапах его разработки подключались и предлагали свежие идеи руководители Кировского завода, ПТЗ, иностранные специалисты. Мы изучили особенности и тенденции развития отечественного агрокомплекса, а также всех современных тяжелых тракторов на мировом рынке. Должна была быть принципиально новая машина, насыщенная современными комплектующими и системами управления, но в упрощенных вариантах. Конструкторы делали трактор под наших работников, под нашу землю, под наш сервис, под наши ГСМ.

На сборочный участок проектная документация поступила после майских праздников 2008-го. До 1 июля, то есть менее чем через два месяца, нужно было изготовить четыре опытных образца нового трактора разной мощности. Над этой задачей работали практически все дочерние предприятия промышленной группы (вот она многопрофильность!). Это был неимоверный труд, в который каждый участник, не считаясь со временем и трудозатратами, внес свою лепту».

И машина получилась. От предыдущей серии «Кировец» К-744Р3 «девятитысячники» отличаются улучшенными силовыми и ходовыми характеристиками, расширенной базовой комплектацией, большей производительностью, надежностью, комфортностью и интеллектуальностью в управлении. Это единственный современный российский трактор, более чем на 60 процентов состоящий из отечественных компонентов. Но наиболее ответственные узлы взяты у проверенных мировых лидеров, например двигатель Mercedes-Benz, гидросистема рабочего оборудования Bosch, гидромеханическая коробка передач Twin Disc.

Современная усиленная трансмиссия К-9000 позволяет переключать скорости (16 вперед, 8 назад) без разрыва потока мощности. Благодаря системе быстрой сцепки на «Кировец» можно установить навесное оборудование весом до 10 тонн всего за пару минут.

Такой трактор, оснащенный широкозахватным агротехническим комплексом шириной 14–16 метров, за один проход в поле делает все операции, включая рыхление, культивацию, посев, внесение удобрений и закрытие. Да, это дорогой трактор, но такие машины быстро окупаются.

Модельный ряд отвечает жестким требованиям современного мирового рынка не только по техническим характеристикам, но и по комфорту в кабине, вернее сказать, в салоне трактора. Известно, что только в 90-х годах на «Кировцах» появились отопители и кондиционеры. А выпущенные до этого около 350 тысяч машин особого комфорта не имели. Трактористы работали в прокаленных солнцем и открытых всем сквознякам кабинах и не жаловались: по сравнению с прежними тракторами «семисотый» был машиной премиум-класса. Но у нового времени – новые требования к рабочему месту механизатора, и Кировский завод строго их соблюдает. Просторная кабина класса De Luxe соответствует международным стандартам безопасности, оборудована кондиционером с функцией климат-контроля и видеокамерой обзора прицепного орудия. Увеличена площадь остекления, установлены кнопочное управление гидравликой рабочего оборудования и работой КПП, магнитола, а также эргономичное сиденье пассажира.

…Международная выставка «День российского поля – 2008» проходила в Белгородской области в начале июля. На этом форуме Кировский завод представил три опытных образца «Кировцев» серии К-9000: К-9360, К-9430 и К-9450. После осмотра экспозиции министр сельского хозяйства Алексей Гордеев с удовлетворением отметил, что по соотношению показателей «цена – потребительские свойства – производительность» «девятитысячники» могут успешно конкурировать с лучшими зарубежными аналогами. Жюри выставки отметило тракторы «Кировец» серии К-9000 высшей оценкой: Гран-при с вручением диплома о присвоении наименования «Лучший трактор 2008 года».

А спустя два месяца на Россию ураганом надвинулся мировой финансово-экономический кризис. Спрос на сельскохозяйственную высокотехнологичную технику на долгие два года упал в разы, что, естественно, отодвинуло процесс запуска в серию К-9000. Но многопрофильность производства и расчет на инновации и на сей раз помогли Кировскому заводу. ПТЗ своевременно переориентировался на приоритетный выпуск промышленных машин, спрос на которые начал восстанавливаться быстрее. Кроме того, в разгар кризиса в рекордно короткие сроки – с мая по декабрь 2009 года – был разработан узкогабаритный тракторный модуль «Кировец» К-708 – прототип новой линейки дорожно-строительных машин, на который сразу пошли заказы.

Одновременно продолжалась работа по совершенствованию К-900, который, без сомнения, в перспективе может стать таким же символом Кировского завода, как и его предшественники «семисотые».

В настоящее время около 40 тысяч (из почти 470 тысяч выпущенных за все годы) «Кировцев» находятся, как говорили раньше, на трудовой вахте.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.