Театр догоняет массовую культуру?
В Петербурге проходят мероприятия ХIV Европейской театральной премии, которую давно уже называют «театральным Оскаром»
В Петербурге проходят мероприятия ХIV Европейской театральной премии, которую давно уже называют «театральным Оскаром»
За четверть века существования этой престижнейшей премии церемония ее вручения проходит в России. На несколько дней, с 12 по 17 апреля, весь высший свет мирового театрального общества собрался здесь, в городе на Неве.
– Премия хоть и называется европейской, но среди гостей, а их более 400 человек, не считая участников спектаклей, – представители всех континентов, – сказал генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. Он, кстати, и выступил инициатором «приезда-привоза» премии в Петербург, причем мечтал и говорил об этом еще до того, как премия «вообще начала путешествовать». А «мотором, движущей силой», благодаря которой на первый взгляд безнадежное дело увенчалось триумфальным успехом, явился руководимый им театр.
– У меня нет слов, чтобы выразить чувства удовлетворения и радости по поводу события, которое происходит, – сказал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. – Событие это, может быть, сегодня особенно важное еще и потому, что в российском, да и в европейском, театре уровень профессии «режиссер» стремительно падает в силу целого ряда причин. Теряются ориентиры, и молодые режиссеры не знают, как быть, к кому примкнуть. В Петербурге очень много делается для театров, но тем не менее ситуация очень непростая. К тому же репертуарный театр сейчас подвергается довольно серьезной атаке…
Художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, единственный российский лауреат Европейской театральной премии (восьмой по счету), поддержал коллегу, «продолжил его мысль»:
– У российского театра особые проблемы: сейчас разрабатываются новые законы его жизни и организации. Я с этими законами во многом не согласен. На мой взгляд, они будут мешать развитию театрального искусства. Законы эти создают чиновники, для которых искусство театра – вещь малопознаваемая. Так, у них в проекте, например, говорится о проценте спектаклей, которые должны быть экспериментальными. Мне интересно, могут ли быть спектакли другими. Все спектакли должны быть экспериментальными! И подобного в проектах законов очень много. Сегодня во всем мире театры поддерживаются гораздо слабее, чем прежде. Театр догоняет массовую культуру. Высокое уходит из театра. И мне кажется очень важным, что крупнейшее театральное событие мира, которое обеспечивает высокий уровень искусства, проходит в нашем городе, в нашей стране.
Как уже сообщало «НВ», ХIV Европейская театральная премия присуждена одному из наиболее значимых режиссеров немецкого и европейского театра второй половины ХХ века Петеру Штайну. Специальной премии удостоился российский режиссер, художественный руководитель московского театра на Таганке Юрий Любимов. Премия «Новая театральная реальность» – Вилиаму Дочоломски (Словакия/Чехия), Кэти Митчелл (Великобритания), Кристиану Смедсу (Финляндия), театру «Вестурпорт» (Исландия), театру «Меридиональ» (Португалия) и российскому, петербургскому, режиссеру Андрею Могучему.
Церемония вручения премии пройдет в воскресенье, 17 апреля, в Александринском театре. Ей предшествует обширная программа, которая включает в себя показ основных работ лауреатов – она открылась спектаклями Юрия Любимова «Мед» и Кристиана Смедса «Мистер Вертиго».
К сожалению, неприятные моменты имели место уже в первый же день. Юрий Любимов вынужден был приступить к репетиции намного позже намеченного.
– Из Португалии, из Исландии, из Чехии декорации пришли вовремя, – возмущался Сергей Шуб. – А из Москвы до Петербурга машина не может дойти без поломки. И декорации прибыли только в два часа ночи.
Да и любимый фонарик Любимова (простите невольную тавтологию), с помощью которого он и во время спектаклей дает «подсказки» актерам, забыли привезти, что доставило некое неудобство легендарному режиссеру. Однако пришедшим в восторг от таганковского «Меда» зрителям сие было неведомо.