Эпидемия жестокости
В Коми застрелили десятки собак на глазах у детей и объявили, что животные погибли от инфекционных болезней
В Коми застрелили десятки собак на глазах у детей и объявили, что животные погибли от инфекционных болезнейСейчас милиция общественной безопасности ОВД по городу Сосногорску проводит повторную проверку по вопиющему факту – массовому отстрелу собак, варварским способом произведенному в поселке Нижний Одес Республики Коми. Повторную, поскольку сначала стражи порядка отказались возбуждать уголовное дело, несмотря на многочисленные заявления очевидцев и хозяев собак, возмущенных изуверским убийством животных.
По рассказам очевидцев, 19 марта среди бела дня по поселку разъезжал светло-серый уазик, из которого выходил мужчина и из пневматического оружия, заряженного дротиками с ядовитыми наконечниками, отстреливал собак, находящихся на улицах без хозяев. Всего было убито несколько десятков безнадзорных животных. Собаки медленно умирали в конвульсиях, причем происходило все это возле детских садиков и школ. Через некоторое время тела вывезли на свалку и попытались сжечь…
Вскоре последовали заявления в милицию. Их писали очевидцы, правозащитники, а также хозяева убитых животных. Один из них владел восточно-сибирской лайкой по кличке Бой. Мужчина пошел вечером с ним гулять, но Бой вырвался и убежал. Домой он так и не вернулся. Через два дня полуобгоревший труп пса обнаружили на свалке. Все заявители требовали возбудить уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными».
Однако милиция поначалу отнеслась к происшедшему более чем равнодушно и отказалась возбуждать уголовное дело. Текст отказного постановления шокировал заявителей не меньше, чем мартовская бойня. Там, в частности, говорилось, что «причины гибели собак не устанавливались, возможно, собаки заразились какой-либо инфекционной болезнью от больных животных, что могло привести к их гибели». Сообщалось, что капитан милиции Т.С. Ахметгареев при обходе мусорной свалки Нижнего Одеса трупов собак не обнаружил. А у всех заявителей-владельцев их домашние питомцы содержались ненадлежащим образом: отсутствовали ошейники с указанием владельцев, собаки находились без присмотра. Кроме того, владельцу собаки, чей труп он обнаружил на свалке, ставилось в вину, что он не показал мертвое животное ветеринару.
Нижнеодеские правозащитники Иван Иванов и Тамара Макарова, которые провели собственное расследование, посчитали отказное постановление совершенно неубедительным.
– Жестокое обращение с животным не перестает быть жестоким, если животное не зарегистрировано, – заявила Тамара Макарова корреспонденту «НВ». – Для квалификации преступления это не имеет никакого значения. Дротиком, который мы обнаружили в мертвой собаке, милиция вообще не заинтересовалась и даже его не изъяла – свалила все на эпидемию. Интересно – дротик есть, а убийства нет. Обвинить заявителей в том, что они не пригласили ветеринара (притом что была просьба назначить экспертизу, а труп еще не был захоронен), – это нечто выходящее за пределы логики. Мы два дня просили участкового выехать на свалку. Приехал, когда все сгребли и сожгли, и, конечно, «ничего не нашел». И это далеко не все, что вызывает вопросы.
По словам Тамары Макаровой, в предыдущие годы администрация поселка Нижний Одес заключала договоры на отлов собак с одним иногородним предпринимателем. Он делал это в полном соответствии с законом: после отлова три дня держал собак в специальном помещении, ожидая, не объявится ли хозяин. Если этого не происходило, то судьбу псов решали вместе с ветеринаром – либо пристраивали куда-нибудь, либо усыпляли. В этом году поселковые власти с ним такого договора не заключили.
Руководитель администрации поселка Владислав Гончаров подтвердил корреспонденту «НВ», что договор с прежним предпринимателем не был продлен, и объяснил это тем, что жители поселка завалили местную власть жалобами на недобросовестное выполнение им своих обязательств. Он редко приезжал в Нижний Одес, не всегда реагировал на частные звонки. В свою очередь его заместитель Александр Мартын сообщил, что на этот раз они пригласили фирму «Титан», которая, однако, не отстреливала собак, а лишь занималась сбором и утилизацией трупов животных.
Эту информацию подтвердили корреспонденту «НВ» и нижнеодеские правозащитники. Как им стало известно, действительно, на отлов собак в поселке администрация Нижнего Одеса заключила разовый договор с ООО «Титан» на период с 1 по 31 марта 2011 года на общую сумму более 58 тысяч рублей, причем с соблюдением санитарно-ветеринарных правил и законодательства. Стоимость отлова одной собаки по договору определена в 1078 рублей. То есть на эти деньги планировалось отловить 54 собаки.
Однако возникает вопрос: если фирма «Титан» только вывозила трупы животных, то кто же их убивал отравленными дротиками? И неужели цена вывоза каждой мертвой псины превышает тысячу рублей?
Между тем прокуратура города Сосногорска отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям об уничтожении собак в поселке Нижний Одес. Начата повторная проверка. Иван Иванов и Тамара Макарова встречались с заместителем начальника ОВД Сосногорска Игорем Бендеровым и заместителем начальника милиции общественной безопасности Владимиром Маркиным. Они оба заверили, что проверка будет проведена в полном объеме, и попросили помочь им найти очевидцев. Хотя правозащитники и до этого искали, опрашивали и записывали показания людей, которые видели охоту на собак на улицах поселка.
прямая речьТамара Макарова, журналист, правозащитник, поселок Нижний Одес:– Если посмотреть на то, что происходит в Нижнем Одесе, Войвоже и некоторых других городах и поселках, то вырисовывается примерно одинаковая картина. Отлов собак, предусмотренный по договору, превращается в отстрел. Объяснить это можно только тем, что муниципальные власти избавляются от собак самым дешевым способом. Отлов стоит дорого, отстрел – дешевле. Не исключено, что сэкономленные средства кто-то кладет себе в карман. Так что здесь проблема не только в жестоком обращении с животными, но и, возможно, в отмывании бюджетных средств.
тем временем…Недавно такой же жестокий отстрел собак дротиками из пневматического оружия произошел в поселке Войвоже того же Сосногорского района. Правда, администрация городского поселения Войвож вывесила предупреждения для жителей поселка о том, что «собаки независимо от их породы и назначения (даже с ошейниками и в наморднике) без владельцев на улице, дворовых территориях и других общественных местах (зачастую в подъездах многоквартирных домов) считаются безнадзорными и подлежат отлову».