Учиться, учиться, учиться и… не работать
Нужно ли студенту трудиться во время обучения в вузе и зачем это нужно
Нужно ли студенту трудиться во время обучения в вузе и зачем это нужно
Чиновники уверяют, что студентам младших курсов работать нежелательно. Дескать, на первых годах обучения это мешает учебе – образуются «хвосты» и долги. Однако, как показывает практика, сегодня совмещают учебу и работу более половины петербургских студентов-дневников. Их мотив прост: стипендии не хватает даже на необходимое, а сидеть на шее у родителей может позволить себе не каждый. Но где студент может найти интересующий его доход и куда следует обращаться в поисках работы? На что вообще вправе рассчитывать молодой и неопытный сотрудник? Ответы на эти вопросы «НВ» искало в преддверии летних каникул, которые раньше называли третьим трудовым семестром.
Для начала мы решили выяснить, может ли вообще работать студент, не противоречит ли это закону? Ведь до недавнего времени считалось, что студент дневного отделения вуза не имел права на официальное трудоустройство. Из-за этого он терял стаж работы, устраивался неофициально, а работодатель закрывал на это правонарушение глаза.
– Насколько мне известно, ни в одном законе нет запрета принимать на работу студентов, – пояснил исполняющий обязанности председателя комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Александр Николаев. – Многие молодые люди учебу на старших курсах успешно совмещают с приобретением практического опыта, причем в компаниях они оформлены официально, с записью в трудовой книжке. Более того, закон «О высшем и послевузовском образовании» предусматривает для студентов-очников, совмещающих учебу с работой, дополнительные отпуска без сохранения заработной платы для сдачи зачетов и экзаменов, подготовки диплома. Уверен, если к окончанию вуза молодой человек не будет иметь практических навыков, ему будет крайне сложно найти работу.
Большинство руководителей вузов поощряют работу своих студентов. Но есть и те, кто считает, что во главу угла нужно ставить учебный процесс.
– Хоть университетское образование и подразумевает сначала обучение, а потом работу, многие начинают трудиться еще со студенческой скамьи, – рассказала преподаватель математики одного из петербургских технических вузов Людмила Нилова. – Работающий студент зачастую жертвует учебным временем. Поэтому оптимальный вариант, когда человек не трудится постоянно, а учится делать что-то конкретное, проходя практику.
По словам Александра Николаева, негативную реакцию педагогов часто вызывает желание работать по специальности студентов 1–2-х курсов.
– В это время в вузе закладываются базовые знания и много времени нужно уделять учебе, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом, – пояснил Александр Николаев. – А работать лучше во время каникул.
Однако нередко студент, ищущий работу, не думает о применении своих теоретических знаний на практике. Часто речь идет о более насущных для молодого человека в данный момент вещах. На одну стипендию не проживешь, даже если студент – петербуржец и ему не нужно снимать жилье, а родители в любом случае не дадут умереть голодной смертью над учебниками. Но есть же и другие потребности! Кому в 17–20 лет не хочется модно одеваться, посидеть с друзьями в кафе, сходить в кино или на концерт, съездить куда-нибудь на каникулах. Даже одно из этих удовольствий стипендия не потянет. Иного способа добыть деньги на личные расходы у молодого человека нет.
Как показывает практика, студенты первого и второго курсов работают около 30 часов в неделю. Например, студентка второго курса экономического факультета РГПУ им. А.И. Герцена Катерина Депутатова три месяца назад устроилась кассиром в один из элитных итальянских ресторанов. Девушка хорошо проявила себя за пару месяцев работы, и теперь она – повар, причем работает официально. Ее зарплата составляет 12–15 тысяч рублей.
Конечно, совмещать работу и учебу на дневном отделении нелегко, спасет только гибкий график. Два дня в неделю по будним дням Катерина работает с 16 до 23 часов. Также у плиты в итальянском ресторане студентка проводит все выходные.
– Долгов по учебе у меня нет, а вот деньги – есть. Меня устраивает такой график, – говорит Катерина, – и сама перспектива стать поваром. Да, я учусь на экономическом факультете, но предпочла бы работать не по специальности – мне нравится готовить.
Катерина называет стипендию в 2000 рублей издевательством.
– На эти деньги можно только оплатить интернет, телефон и проездной, – рассказала девушка. – Естественно, на повседневные нужды или крупные покупки их не хватает. Чтобы иметь личные деньги, необходимо работать. Сегодня подрабатывают многие студенты. В моей группе – половина ребят. В основном продавцами-консультантами в магазинах или продавцами-кассирами в фастфуде.
прямая речьНаталья Посадских, консультант по подбору персонала кадрового холдинга: – Часто студенты технических вузов, например в будущем программисты, не могут устроиться на работу по специальности. Им надоедает работать в фастфуде, от которого для профессионального развития нет никакой пользы. В таких случаях можно пройти стажировку в компании, где бы вы хотели работать по специальности. У многих крупных работодателей есть специальные программы стажировок для молодежи. Если же у интересующей вас фирмы такой программы не окажется, попробуйте устроиться туда на временную работу или ассистентом одного из отделов. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас шансов начать работать по специальности. Как правило, проверенные и зарекомендовавшие себя молодые специалисты остаются в компании.
тем временем… Желания не совпадают с возможностямиПо данным городской студенческой биржи труда, большинство вакансий связано с низкоквалифицированным трудом: грузчики, подсобные рабочие, вахтеры, дворники, официантки, пользователи ПК, секретари, продавцы-консультанты и так далее. Торговые представители, менеджеры, помощники менеджеров – более сложная работа, требующая определенных навыков. Обладает ими студент или нет, работодатель определяет по резюме. Претенденту необходимо указать свой уровень владения иностранными языками, работы на компьютере, умение пользоваться оргтехникой, компьютерными программами, языками программирования, машинописью, а также отметить, имеет ли он водительские права. В зависимости от резюме и предлагаются вакансии. Однако часто желания и притязания студента не соответствуют его возможностям.
из первых уст «Готовы растить специалистов на заказ»Журналистика является одной из специальностей, которой можно научиться только на практике. Сколько бы студент журфака ни читал умных книжек о журналистских жанрах и ни слушал лекций акул пера, научиться писать статьи или снимать сюжеты он сможет, только работая в СМИ. О том, насколько важна работа для студентов, «НВ» поинтересовалось у декана факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Анатолия Пую.
– Могут ли студенты журфака работать без ущерба для учебы?
– Могут и даже должны! Для будущего журналиста практика – неотъемлемая часть профессиональной подготовки. Мы стараемся гибко подходить к вопросам учебной дисциплины, поддерживать студентов в их желании включаться в работу по профилю. Если студент опоздал на занятие или пропустил его из-за того, что выполнял задание редакции, преподаватели, скорее всего, отнесутся с пониманием и предложат студенту альтернативные варианты восполнить пробел в обучении. Например, в виде самостоятельного задания.
Понимая важность раннего старта в журналистской профессии, мы активно помогаем студентам находить интересные и перспективные места практики, а возможно, и дальнейшего места работы. На факультете работает специалист по трудоустройству и факультетская биржа труда. Собираем профильные вакансии всех городских работодателей, постоянно обновляем банк резюме своих студентов и выпускников. И только в этом учебном году трудоустроили двадцать человек.
– Многие ли ваши выпускники идут работать в журналистику?
– Да, хотя процесс перетекания студентов в смежные области – реклама, PR, маркетинг – происходит постоянно. И это нормально. Ведь не каждый абитуриент, поступив на факультет, сделал свой выбор окончательно и бесповоротно. Часто поиск себя продолжается и в процессе учебы. И это обстоятельство еще раз доказывает важность профессиональной практики еще на этапе обучения. Бывает, что, столкнувшись на деле с реальными журналистскими буднями, молодые люди расстаются с романтическими иллюзиями и стараются найти себя где-то в другой области. Зато те, что остаются, смело реализовывают свои творчески амбиции.
Вот свежий тому пример – в этом году Настя Дмитриева, студентка четвертого курса, завоевала «Золотое перо» в номинации «Перспектива года». И это не первая победа наших студентов в профессиональном конкурсе.
– С какого курса студенты начинают активно подрабатывать?
– Тут все индивидуально. Некоторые начинают работать еще до поступления на журфак. Видели бы вы, какие профессиональные портфолио приносят иногда наши абитуриенты в приемную комиссию! Хоть сразу диплом выдавай – человек уже несколько лет печатается наравне с профессионалами.
– Нужно ли вводить госзаказ на какие-то специальности, и в частности на журналистов?
– На журналистов, думаю, нет. Здесь решающее значение имеет творческая составляющая, поэтому готовить так называемых целевиков, например региональных, очень трудно. Это все равно что актера учить «под госзаказ». А вот что касается PR-специалистов – тут картина складывается иная. Здесь госзаказ возможен и даже нужен. Во всяком случае, мы сейчас активно налаживаем связи с региональными представительствами органов власти и планируем начать подготовку для них специалистов по связям с общественностью в сфере государственного управления.
Ведь на подобной позиции нужен человек, с одной стороны получивший хорошее профильное образование, а с другой – досконально знающий специфику региона, связывающий собственные жизненные перспективы и профессиональные амбиции с развитием этого региона. Мы готовы растить таких специалистов «под заказ».