Кондуктор, нажми на тормоза…

К июню во всех городских автобусах должна заработать система электронного контроля оплаты проезда. Пока же дорогостоящие валидаторы висят в салонах без дела

 

К июню во всех городских автобусах должна заработать система электронного контроля оплаты проезда. Пока же дорогостоящие валидаторы висят в салонах без делаЧерез два месяца, как заверяют в городском комитете по транспорту, кондукторов вытеснят специальные устройства – валидаторы, установленные на поручнях. Пока же корреспонденты «НВ» разобрались в том, почему оборудование, на которое город потратил больше 110 миллионов рублей, почти год провисело в автобусах без дела – роль валидаторов по-прежнему исполняли кондукторы и водители, и зачастую недобросовестно.

Система оплаты проезда в социальных автобусах сегодня вызывает у многих горожан, мягко говоря, недоумение. На поручнях у каждой двери и в середине салона красуются горящие валидаторы, кондукторов нет, плату за проезд проверяет водитель, а пассажирам приходится стоять в длиннющей очереди на выход в первую дверь, что создает массу неудобств, особенно в часы пик. И становится уж совсем невыносимо, когда кто-нибудь из пассажиров надолго застревает у водительского окошка, выискивая в кошельке мелочь.Как выяснил корреспондент «НВ», оплата проезда на выходе грубо нарушает правила пользования наземным пассажирским транспортом, утвержденные приказом комитета по транспорту № 332 от 18 декабря 1997 года. По этим правилам, пассажир должен платить за проезд как раз на входе в автобус.

– Действующих правил никто не отменял, – заявили в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», которому принадлежит львиная доля социальных автобусных маршрутов.

По мнению транспортников, оплата проезда на выходе через переднюю дверь – пережитки 1990-х годов. Именно тогда было отменено компостирование талонов, и контроль за оплату проезда возложили на водителей. Последние же, к сожалению, выполняют свои обязанности не всегда добросовестно и зачастую не прикладывают считывающее устройство к проездному, пропуская «зайцев» с просроченной карточкой.

В «Пассажиравтотрансе» говорят, что повлиять на недобросовестных водителей могут лишь сами пассажиры.

– Если водители не проверяют карточки или не дают билет, необходимо записать номер маршрута, время, бортовой номер автобуса, фамилию водителя, которая указана на визитке, и сообщить в отдел претензий по телефону 576-55-55 или 458-75-74. Такие водители будут оштрафованы, – заверила официальный представитель транспортной компании Татьяна Клепикова.

При всем при этом почти в каждом автобусе уже установлены валидаторы. Но устройства, которые так дорого стоили городскому бюджету, работают лишь на четверти маршрутов. Почему?

В комитете по транспорту оправдываются: работа по созданию необходимой информационной инфраструктуры сложна и объемна, да и персонал приходится обучать пользоваться новой системой. Однако чиновники пообещали, что через два месяца система заработает как надо.

Появлению электронных считывающих устройств в транспортном ведомстве придают большое значение. По данным комитета, более 75 процентов поездок в наземном городском пассажирском транспорте осуществляется именно по электронным проездным билетам. Поэтому город и не поскупился на электронную новинку. Один комплект бортового оборудования из пяти электронных компостеров обошелся в 90 тысяч рублей. На сегодня ими оборудованы 1230 городских автобусов.

– Система позволит пассажирам свободно войти в салон транспортного средства и оплатить проезд даже в часы пик, не дожидаясь, пока к нему подойдет кондуктор, – пояснили в комитете. – Для этого достаточно поднести свой электронный проездной билет к стационарному электронному компостеру и зафиксировать оплату проезда.

Вся информация с валидаторов учитывается и обрабатывается. При возвращении автобуса в парк данные об оплате проезда передаются через беспроводную сеть, установленную в автобусных парках, на сервер ГУ «Организатор перевозок» в зашифрованном виде. После проверки информация записывается в базу данных для распределения выручки между перевозчиками.

Оправдает ли надежды транспортников оборудование, на которое город потратил 110 миллионов 700 тысяч рублей, покажет время. Но пока на сознательность горожан, которые должны сами прикладывать проездные карточки к устройству, в комитете по транспорту не надеются. Через два месяца этот процесс станут отслеживать контролеры, переведенные из кондукторов.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.