«Мертвые души» превратили в гоголь-моголь
Легендарная Свердловская музкомедия произвела фурор в театральном Петербурге
Легендарная Свердловская музкомедия произвела фурор в театральном Петербурге
Первая половина апреля оказалась щедрой на театральные впечатления самой высокой пробы. После 25-летнего перерыва наш город посетила знаменитая труппа.
Парадоксально, но в городе Екатеринбурге продолжает работать Свердловский академический театр музыкальной комедии. Возвращение Свердловску исторического имени никак не отразилось на названии театра. Нежелание отказываться от счастливого бренда легко объяснимо: во времена СССР театр был негласно титулован лучшим в жанре музыкальной комедии. К слову, первый в истории Советского Союза удостоенный Сталинской премии опереточный (небывалое дело!) спектакль – «Табачный капитан» – был поставлен именно там первым главным режиссером театра Георгием Кугушевым.
На недосягаемой высоте театр оказался во времена, когда во главе его встал блистательный комик и самобытный интерпретатор Владимир Курочкин. Владимир Акимович отважно экспериментировал с репертуаром, и в результате подавляющее большинство премьер свердловской труппы имели на афише пометку: «Первое исполнение в СССР». Эстафету принял вступивший в должность в 1986 году наш земляк выпускник ЛГИТМиКа Кирилл Стрежнев, режиссер-постановщик трех из четырех представленных ныне на суд петербургской публики спектаклей.
У театра много фишек, отличающих его от собратьев по жанру. Например, самая внушительная коллекция Высших театральных премий «Золотая маска». Впрочем, куда более значительным фактом является успешное существование на ниве мюзикла. Не американского, который, чего греха таить, российскими артистами с необходимым шиком и блеском как-то не играется, – российского. Получилось. Жива традиция, заложенная Курочкиным, на смену сотрудничавшим когда-то с театром Мурадели, Баснеру и Милютину пришли их музыкальные внуки и правнуки.
Авторские мюзиклы создаются по заказу театра, и это позволяет получать музыкальный и драматический материал, написанный в расчете на конкретных артистов, которые и являются единственными исполнителями своих ролей. Любопытный факт – за период внедрения подобной практики срывов спектаклей, связанных с недомоганиями исполнителей, руководство театра припомнить так и не смогло.
Петербургские гастроли позволили убедиться наглядно – лучшей в России Свердловская музкомедия не только была, но и остается. Музыкальные хроники времен империи «Екатерина Великая», космический мюзикл «Кошка», reality-мюзикл «Силиконовая дура.net» и «гоголь-моголь» – так определил жанр спектакля директор театра Михаил Сафронов – «Мертвые души» при их совершенной несхожести объединяют блестящие аранжировки оригинальной музыки, броская манера актерской игры, поражающий воображение визуальный ряд: роскошные костюмы и фундаментальные декорации. Так, для спектакля «Екатерина Великая» была создана гигантская декорация Зимнего дворца, изготовлено около 600 костюмов, 400 головных уборов, 250 пар обуви. Феерической красоты «космические» декорации детского мюзикла «Кошка» вызвали восторженный вздох зрительного зала и одобрительные аплодисменты еще до начала действия.
На открытии гастролеры без промаха «выстрелили» масштабной «Екатериной Великой» в постановке интереснейшего московского режиссера Нины Чусовой. В копилке «хроник» две Высшие театральные премии «Золотая маска» – «Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле» (Мария Виненкова – принцесса Фике) и «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Павел Каплевич). Хочу отметить, что участница всех гастрольных спектаклей Мария Виненкова – явление на российской сцене абсолютно уникальное. Внешний облик редкой красоты и одухотворенности сочетается в совсем молодой актрисе с прекрасным эстрадным вокалом и необычной для музыкального театра экспрессией сценической подачи.
Музыку к «Екатерине» сочинил проживающий во Франции наш бывший соотечественник композитор Сергей Дрезнин. «Вы должны сделать для русской музыки то, что Гершвин сделал для американской», – сказал когда-то Дрезнину Альфред Шнитке, услышав его композицию на оригинальный английский текст «Офелия». Что ж, подождем… Пока же с присущей ему отвагой Дрезнин смешал в «Екатерине» несовместимые на первый взгляд жанры и создал предельно энергичное и очень современное музыкальное полотно.
Партитура к детскому мюзиклу «Кошка» написана петербургским композитором Владимиром Баскиным. Спектакль отличают мягкость подачи и изысканность танцевального рисунка.
Высшей точкой гастролей стали словно сотканные из осколков невиданной красоты фантасмогорические и мистические «Мертвые души». Спектакль явился прорывом не только в музыкальной режиссуре, но и в переосмыслении одного из самых непостижимых русских классиков. И нет ничего удивительного в том, что в этом году Свердловский театр музыкальной комедии удостоился сразу четырех «Золотых масок». Премию получил спектакль «Мертвые души» и его создатели — режиссер Кирилл Стрежнев, дирижер Борис Нодельман и композитор Александр Пантыкин. Теперь у театра 16 «Золотых масок».
Музыка «Мертвых душ» и reality-мюзикла «Силиконовая дура. net» принадлежит перу «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина. Автор музыки к известным кинофильмам Владимира Хотиненко «Макаров» и «Мусульманин», основатель культовой группы «Урфин Джюс» в очередной раз продемонстрировал свою потрясающую универсальность. «Силиконовая дура. net» в гастрольной афише стоит особняком и является образцом спектакля, подобных которому на петербургской сцене вообще не существует. Странноватая история любви парня и девушки поколения next – привела в зал Петербургского театра музыкальной комедии подростков и молодых людей, которые даже не подозревали о существовании в родном городе одноименного театра. Увы, приобщение к музыкальному театру для многих из них может закончиться, едва начавшись – наш город слишком консервативен, и подобной смелости в поднятии животрепещущих тем ожидать в ближайшем будущем не приходится.