О бедном военном замолвите слово

Распоряжения Министерства обороны нередко приводят к нарушению закона, прав военнослужащих и ветеранов

 

Распоряжения Министерства обороны нередко приводят к нарушению закона, прав военнослужащих и ветеранов

мурманская область Командирам закон не писан?

В Мурманской области более полутора тысяч военнослужащих оказались в положении бомжей. Реформа, призванная оптимизировать Вооруженные силы, превратила их в ненужный государству балласт. Люди жалуются во все инстанции на незаконное увольнение и на то, что их не обеспечивают положенным по закону жильем. Однако чиновники от обороны не торопятся решать проблемы бывших военнослужащих. Доведенные до отчаяния мужчины готовятся выйти на митинг, запланированный на завтра.

Начало этой проблеме положил злосчастный приказ Министерства обороны

№ 1280, вступивший в силу в конце прошлого года. Он упразднил существовавшие в военных частях жилищные комиссии, главной задачей которых был общественный контроль над распределением квартир среди военнослужащих. Полномочия комиссий передали в министерство и его структуры на местах. Эти преобразования лишили возможности нормально существовать военнослужащих Кандалакши, Оленегорска, Аллакурти, Видяево и Гаджиево. Подводники, летчики, военные моряки, не раз рисковавшие жизнью ради страны, вынуждены теперь ходить по чиновничьим кабинетам, судиться и заниматься бесконечной перепиской с контролирующими инстанциями. А ведь недавно большинство из них было твердо уверено, что после отставки они начнут новую жизнь за пределами Крайнего Севера.

Когда стало известно, кто из военных попадет под сокращение, командиры пообещали, что их все равно оставят в списках части. Уволенные продолжали ходить на службу, получать денежное довольствие, хоть и урезанное, и ждали квартиры.

– В начале этого года мне пришло уведомление о том, что я и моя семья получаем квартиру в городке Осиновая Роща под Петербургом, – рассказал старший прапорщик видяевской войсковой части Ирина Цветкова. – Мы собрали необходимые документы и отправили их в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны, но ответа так до сих пор и не получили.

В такой же ситуации очутились еще 56 коллег Ирины и несколько сотен военнослужащих по всем гарнизонам Кольского полуострова. Узнав о том, что уведомления о получении жилья уже поступили, командиры стали исключать отставленных подчиненных из списков частей, а некоторых даже лишили выходного пособия. Ну а служебное жилье по закону они должны освободить в течение двух месяцев.

– Если бы в гарнизонах хотя бы была работа… – с горечью замечает Ирина. – Но нам на 57 человек уволенных предложили две вакансии почтальонов и две – дворника!

Чего теперь ждать, бывшие военные не знают. Тем более что после исключения из списков частей они согласно приказу Министерства обороны уже не имеют права на квартиры. То, что это противоречит федеральному закону «О статусе военнослужащего», где указаны положенные увольняемым в отставку социальные гарантии, никого не волнует.

Недавно вопрос наделения отставленных военных жильем обсуждался на заседании Совета Федераций и заместитель министра обороны заявил, что исключение из списка части возможно только после того, как сокращенные люди получат договоры социального найма. Но то ли указания министерского руководства командованию на местах не указ, то ли имеет место обычная волокита, но квартир военнослужащие пока так и не увидели.

Свои права они пытались отстаивать в прокуратуре и судах. Например, капитан третьего ранга Дмитрий Остроумов обращался к военному прокурору Полярного. Служители закона согласились с претензиями военнослужащего. Они внесли представление командованию части на устранение нарушений и потребовали внести его обратно в список. Вот только командирам прокуратура, как выяснилось, не указ – ее указания просто проигнорировали.

У Дмитрия двое маленьких детей, но теперь официально нет работы и жилья. Но если ситуация благополучно не разрешится в ближайшее время, может их лишиться – малышей от материально необеспеченных родителей заберут социальные службы. 

– Мы проигрываем, хотя, казалось бы, закон на нашей стороне, – разводят руками военнослужащие. – А если про нас совсем забудут, как жить?

Обделенные социальными гарантиями защитники Родины создали инициативную группу из 16 человек, которая на днях встретилась с председателем Мурманской областной думы Евгением Никорой, депутатом Государственной думы Игорем Чернышенко и помощником заместителя министра обороны Кириллом Никифоровым. Последний заявил, что в министерстве знают о проблемах военнослужащих-северян – и меры по их решению сейчас обсуждаются. Игорь Чернышенко пообещал инициировать обсуждение вопроса с квартирами на заседании комитета по обороне в Госдуме. Днем позже ситуацией с военно­служащими озаботились члены областной фракции «Единая Россия». Тем не менее доведенные до крайности военнослужащие не собираются отменять митинг, который планируется провести в ближайшую субботу в центре Мурманска.

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области

прямая речь

Евгений Никора, председатель Мурманской областной думы: – На сегодня можно говорить о массовом грубейшем нарушении законодательства на территории нашего региона. Это, безусловно, подрывает доверие людей к государственной власти и создает социально взрывоопасную ситуацию.

 

калининградская область «Будем доказывать, что были на войне, а не в круизе»

В Калининградской области бывшие члены экипажа сторожевого корабля «Неукротимый» безуспешно пытаются доказать в судах, что в далеком 1982 году они исполняли свой интернациональный долг, а не отдыхали под знойным солнцем Анголы.

События тех далеких дней останутся навсегда в памяти балтийских моряков. Длительный непростой переход с севера на юг по всей Атлантике, а затем несколько месяцев регулярных боевых столкновений с вооруженными силами Южно-Африканской Республики и представителями группировки УНИТА.

– Всякое тогда было… – вспоминает Сергей Данченко. – Мы выполняли задачи по противовоздушной обороне, предупреждению и отражению агрессии ЮАР с территории Намибии, противодействовали диверсиям в акваториях портов Луанда и Мосамедиш… В общем, прошли через многое. И облеты авиации, и борьбу с диверсантами, и уничтожение неопознанного подводного объекта. Словом, морской прогулкой тот наш поход назвать очень трудно.

Капитан 1-го ранга Сергей Данченко окончил службу замполитом одного из крупных соединений надводных сил Балтийского флота. В его непростой офицерской судьбе было немало дальних походов и серьезных испытаний. Но те шесть месяцев у берегов Анголы он и его товарищи поденно запомнили на всю жизнь.

Тем не менее, когда спустя годы увольняющиеся в запас офицеры заявили о своих правах называться ветеранами военных действий, то получили формальный бюрократический ответ: не положено. Чиновники от Министерства обороны нашли и обоснование для такого отказа – сославшись на отсутствие у обратившихся документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях.

– Совершенно нелепая ситуация, – комментирует произошедшее юрист Владимир Таравков, проходивший на «Неукротимом» во время войны в Анголе срочную службу инструктором-водолазом и непосредственно принимавший участие в боевых действиях. – В соответствии с законом «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» есть перечень государств, городов, территорий и периодов боевых действий, в котором написано: «Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года».

А факт (и не один) непосредственного участия экипажа в боевых действиях может подтвердить в первую очередь вахтенный журнал корабля, который как раз и хранится в архиве Министерства обороны. То есть отвечающие на запрос либо поленились запросить архив, либо просто решили отписаться от ветеранов.

После нескольких отписок, понимая, что в родном ведомстве правды не добиться, бывалые моряки обратились в суд, и на своем опыте познали все прелести и мощь круговой бюрократической обороны.

– Районный суд оказался не правомочен рассматривать и запрашивать документы с грифом секретности, – пояснил Сергей Данченко. – Поэтому на заседания в январе этого года пришлось приглашать живых свидетелей. Вплоть до командира 30-й оперативной эскадры Виктора Литвинова. Однако даже свидетельства очевидцев о том, что «Неукротимый» участвовал в кампании, суд не убедили. Первую инстанцию мы проиграли, но тут же опротестовали вынесенный вердикт.

Заседания в областных органах Фемиды принесли ветеранам новые разочарования: вместо вахтенного журнала корабля военное ведомство отправило по запросу только схематичные выписки из документа. То есть схематичный маршрут передвижения сторожевика. «Неукротимый» вышел из пункта «А» такого-то числа и прибыл в пункт «Б» во столько-то. Места свидетельствам о каких-либо боевых контактах в казенной бумаге не нашлось.

На процессе представителю Министерства обороны был задан конкретный вопрос: должен ли в определенных ситуациях помимо вахтенного журнала корабля вестись еще и журнал боевых действий?

– Чиновник ответил утвердительно, и по нашему ходатайству суд сделал соответствующий запрос, – рассказывает Сергей Данченко. – Спустя время был получен ответ. Ввиду истекших сроков журнал боевых действий СКР «Неукротимый» за тот период уничтожен. Но это лишний раз свидетельствует, что журнал боевых действий, именно боевых действий, был. И по логике ясно, что в данный журнал командир заносил не красоты южных морей, а конкретные действия экипажа, участвовавшего в военном конфликте. Однако суд посчитал более прагматично: раз журнал уничтожен, следовательно, и о той войне можно позабыть. Равно как и о тех, кто по приказу Родины участвовал в ней.

Решение областного суда, вынесенное в апреле, в очередной раз разочаровало ветеранов, отдавших Родине лучшие годы своей жизни. Разочаровало, но не остановило: бывшие военные намерены добиваться правды в Верховном суде.

– Конечно, будем доказывать, что были на войне, а не в туристическом круизе, – констатирует в недавнем прошлом 1-й заместитель командующего БФ Василий Апанович.

Понять военных моряков несложно. И дело даже не в скромных надбавках к пенсиям и не во льготах, которые также приходится выбивать с боем. Просто самим участникам той далекой и неизвестной войны трудно теперь будет объяснить потомкам: стоит ли выполнять приказы Родины, которая забывает, куда и зачем она посылала своих сыновей?

 

Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области

 

архангельская областьДолги Минобороны заморозили призывников 

Продолжающиеся реформы в Вооруженных силах страны обернулись несогласованностью в процессе оплаты учреждений Мин­обороны за услуги ЖКХ. Призывные пункты Архангельска и Северодвинска за долги оказались отключены от парового теплоснабжения.

Долг ведомства перед ООО «Славянка», которое обеспечивает теплоснабжением призывные пункты области, достиг 10 миллионов рублей. И первыми это – буквально на своей шкуре – почувствовали призывники весенней кампании. Температура воздуха в Поморье сегодня не превышает 3–5 градусов тепла, на термометрах в военкоматах Архангельска и Северодвинска – всего около 12 градусов. Для проходящих медкомиссию парней это вполне чувствительно – традиционное неглиже и очереди на медкомиссиях никто не отменял. И это при том, что работникам призывных пунктов приходится спасать ситуацию с помощью тепловых пушек и обогревателей, с которыми помогли резервы местного МЧС. Губернатору Поморья Илье Михальчуку пришлось даже взять решение вопроса под личный контроль. Единственный выход – скорейшее подписание договора с поставщиками услуг ЖКХ, однако, по словам военкома Архангельской области Григория Брагинского, в связи с продолжающимися реформами соответствующих служб не совсем понятно, кто будет иметь полномочия подписания таких документов.

В связи со сложившейся ситуацией региональный Комитет солдатских матерей уже обратился к полпреду президента в СЗФО Илье Клебанову. Информация также доведена до сведения руководства Западного военного округа. Именно там, видимо, будут искать виновных в сложившихся обстоятельствах.

При этом энергетики останавливаться не собираются: в ближайшее время могут быть отключены от теплоснабжения и районные военкоматы. А помимо тепла в военкоматах Архангельской области в ближайшее время могут быть отключены также электроэнергия и водоснабжение.

Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области

 

псковская область Сады для детей военных стоят пустыми

Парадокс: в Пскове не хватает мест в дошкольных учреждениях, а между тем в областном центре стоят под замком два практически готовых к эксплуатации детских сада. Еще два года назад было принято решение о передаче их Министерством обороны, которому принадлежат эти здания, на баланс города, но с тех пор, несмотря на все усилия городских властей и губернатора региона Андрея Турчака, дело так и не стронулось с места.

Оба садика расположены в военных городках. И один из них, «Аистенок» (самый большой, рассчитанный на 220 мест), был запланирован и построен, когда оборонное ведомство усиленными темпами формировало 76-ю дивизию на контрактной основе. Первоначальный расчет был такой, что стоять он будет на балансе дивизии и посещать его будут дети военнослужащих. Однако, после его торжественного пуска в эксплуатацию, а было это два года назад, помещение осталось стоять пустым – Министерство обороны так и не удосужилось передать садик на баланс города.

Аналогичная ситуация сложилась и с детским садом (плановая наполняемость – 120 мест), который расположен в микрорайоне Кресты, где в свое время базировался полк военно-транспортной авиации. Сейчас часть переформирована в авиагруппу, но от этого количество жителей не уменьшилось, как и потребность отправлять детей в сад.

– К сожалению, в этой ситуации мы ничего не можем сделать, – сетует начальник управления образования Геннадий Барышников. – Мы и запросы отправляем, и обращаемся к губернатору, но со стороны министерства никакого ответа.

А между тем здания без должного присмотра медленно, но верно разрушаются. В частности, минувшей зимой в Крестах были отмечены случаи вандализма, когда хулиганы проникли в помещение, оставив после себе форменный разгром. И снова были запросы из Пскова, и снова молчат в Министерстве обороны.

– Во время одного из моих визитов в Москву у меня состоялась встреча с министром обороны Анатолием Сердюковым, – говорит Иван Цецерский, глава Пскова. – В числе прочих обсуждался и вопрос о том, чтобы ускорить передачу в муниципальную собственность детского сада «Аистенок». При этом мною было передано ему в руки письмо, где говорится о том, что на территории города в ведомственной принадлежности Минобороны РФ имеются два здания детских садов в высокой степени готовности для пуска в эксплуатацию. При этом мне были даны заверения, что этот вопрос может быть решен в самое ближайшее время. С тех пор прошел год и… ничего не изменилось.

 

Сергей Некрасов, собкор «НВ» в Псковской области

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.