Весело обвесили
Корреспондент «НВ» выяснила, кто и как обманывает покупателей
Корреспондент «НВ» выяснила, кто и как обманывает покупателей«Не обманешь – не продашь» – принцип, старый как мир и безотказно действующий в Средневековье и в век космических технологий. У каждой эпохи были свои технологии обмана честного обывателя. Есть они и сегодня, когда существуют высокоточные весы, способные отмерить до миллиграмма, а также множество государственных структур, призванных следить за порядком на потребительском рынке. Тем не менее, покупая фрукты или колбасу в привычном ларьке возле дома, нет-нет да и приходит грешная мысль: «А не обвесила ли меня эта милая дама или этот славный южанин?» Чтобы выяснить, кто и как дурит нашего брата, корреспондент «НВ» отправилась за покупками.
Продуктовые ряды на небольшом рынке у станции метро «Проспект Большевиков» соседствуют с забитыми китайским ширпотребом лотками и рюмочными. Утром здесь пустынно, но торговцы фруктами и овощами открывают свои киоски как можно раньше в надежде побольше заработать.
– Возьмите вот эти яблоки, очень сладкие, всего 70 рублей за килограмм, они из Молдавии, – советует продавщица одного из ларьков. – Есть еще крымские, они примерно в такую же цену. Импортные тоже есть. А вот российских пока не привозили, рановато для них еще.
Яблоки на прилавке действительно выглядят очень привлекательно. Женщина складывает их в полиэтиленовый пакет и под чутким взглядом хозяина-кавказца взвешивает на электронных весах – 1 килограмм 100 граммов.
На соседнем прилавке весы уже не электронные, а допотопные, вернее, советские. Проследив за моим взглядом, бойкая продавщица сразу же переходит в атаку.
– Груши возьмите, только что привезли, – с располагающей улыбкой расхваливает она свой товар. – Очень редкий сорт, называется «форель». Сколько вам взвесить?
И как после такой приветственной речи пройти мимо? Через несколько секунд пакет с грушами (тоже 70 рублей за кило) водружается на весы – 1 килограмм 400 граммов. За ним отправляются бананы (35 рублей) – если верить прибору, связка потянула на 1 килограмм 150 граммов. Кстати, о кассовом чеке речи нет. Кассы тут отсутствуют как класс.
Возле станции метро «Пионерская» живут несколько сотрудников нашей редакции, и они регулярно жалуются на вероломных продавцов местных фруктовых ларьков. Правда, за руку их поймать не удавалось. Чтобы выяснить, справедливы ли подозрения коллег, захожу в первый попавшийся киоск в длинном ряду магазинчиков вдоль Богатырского проспекта. На стеклянной двери наклеена бумажка с надписью «ИП Макарова». В витрине красиво разложены спелые, аппетитные фрукты. Есть даже небольшая очередь из бабушек и домохозяек. За прилавком молодая обаятельная женщина, которая приветствует покупателей, а на прощание говорит: «Приходите к нам еще!» Вроде бы здесь обмануть не должны. Прошу взвесить килограммчик аппетитного зеленого винограда за 90 рублей (в киосках фрукты дороже, чем на рынке). Забирая свою покупку, думаю о том, что чек не выдали, и куда только смотрит налоговая?
Коломяжский рынок – любимое место жителей северных районов, куда они ходят за дешевыми овощами и фруктами. Здесь ряды так и ломятся от спелых гранатов, винограда, помидоров и прочих вкусных вещей. Тут все значительно дешевле, нежели в киосках и гипермаркетах. Торговцы, один колоритнее другого, не пропускают ни одного потенциального покупателя. Я выбираю женщину из Средней Азии, которая к покупателям не пристает, не шумит, а стоит себе спокойно. Прошу килограмм груш за 35 рублей. Именно столько вручает молчаливая продавщица. Далее останавливаюсь возле громадной груды красного винограда ценой всего 40 рублей (в гипермаркете возле моего дома такой стоит 120). Бойкий продавец, не дожидаясь моей просьбы, складывает гроздья в пакет. Получается 1 килограмм 200 граммов.
Между залами № 1 и 2 стоят электронные контрольные весы. Ставлю на них виноград. Судя по показанию прибора, добрый продавец не обманул меня и даже положил лишних 8 граммов.
У входа во второй зал на пути встает очень красивый парень с лучистыми черными глазами, блестящими как шелк волосами и обезоруживающей улыбкой – ни дать ни взять герой индийского фильма. Не понятно, чего он хочет больше – пофлиртовать или продать гранаты. Покупать у него не хочется – будет жаль, если такой красавец окажется мошенником.
– Хочу яблоки! – заявляю я капризным тоном – их у молодого человека нет.
Они имеются у его соседа дяди Ахмеда. Он называет меня «красавицей», «лапочкой», сладкой», вставляя эти эпитеты через слово. Куда теперь денешься, старания должны быть вознаграждены. Прошу килограмм огурцов. С этим и покидаю рынок – больше не унести…
И вот он, момент истины. Собрав все купленные фрукты и овощи, отправляюсь в офис компании «ЭТИМ», одного из лидеров в производстве и продаже весов. Отрегулированные до грамма аппараты должны помочь выяснить, кто из торговцев работает честно, а кто нечист на руку.
Сразу же становится понятно: продавцов-жуликов в Петербурге хватает. Вес бананов, купленных на рынке у «Проспекта Большевиков», например, оказался на 175 граммов меньше заявленного. Получается, что за них переплачено почти в полтора раза. Груши «форель» странным образом «похудели» и вовсе на 215 граммов! Да, такими темпами продавщица за день может, облапошивая покупателей, заработать себе на настоящую форель. А вот электронные весы, на которых взвешивались молдавские яблоки, работали правильно – контрольное взвешивание показало разницу всего в 5 граммов. Как объяснили специалисты, это нормальная погрешность.
На Коломяжском рынке торговцы тоже не отличаются кристальной честностью. Если в пакете с красным виноградом (куплен на прилавке номер 14) оказалось лишних 10 граммов, а мешок с грушами показал «стопроцентный результат» (ни грамма недовеса), то с остальными покупками дело обстоит гораздо хуже. Огурцы, купленные у дяди Ахмеда, оказались на 85 граммов легче, чем уверял продавец. А беспощаднее всех меня обвесили в ларьке «ЧП Макарова» у «Пионерской». Деньги взяли за 1 килограмм 100 граммов винограда, а на самом деле в пакете его было всего 865 граммов. Вот тебе и «приходите к нам еще!»
Кстати, для чистоты эксперимента решила проверить также весы в сетевых гипермаркетах: купила фрукты в «Ленте» и «Карусели». И здесь, что не может не радовать, контрольные весы показали полное соответствие с результатами магазинных аппаратов.
Что ж, результаты рейда оказались даже позитивнее, чем ожидалось. Есть еще на свете честные продавцы. И их примерно столько же, сколько плутов. А что же государство, которое должно защищать интересы честных граждан?
– Обвес – это настолько мелкое нарушение, что горожане предпочитают по такому поводу не обращаться к нам и не считают, что данная проблема серьезна, – говорит руководитель организации «Общественный контроль качества» Всеволод Вишневецкий. – На каждом рынке ведь есть контрольные весы, если вы думаете, что вас обвесили, можно проверить на них. Уверяю, продавец в 99 случаях из 100 вернет разницу. Что касается ларьков, где нет контрольных весов, то тут два варианта. Первый – забыть об обвесе и больше не покупать ничего в этом ларьке. Второй – прийти к торговцу и потребовать возместить разницу. Вряд ли кто-то из продавцов захочет, чтобы рядом с его киоском скандалил обманутый покупатель, отпугивая других клиентов.
В комитете по экономическому развитию, промышленной политике и торговле администрации города, который отвечает за торговлю, в том числе и розничную, пояснили, что весами не занимаются, и посоветовали обратиться в Роспотребнадзор: дескать, именно он несет ответственность за состояние калибровки приборов взвешивания.
– Мы можем провести проверку на рынке, но в ее ходе обращаем внимание на совсем другие вещи, – говорит официальный представитель управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Вера Измайлова. – Проверяем санитарно-эпидемиологическую обстановку, смотрим, в каком состоянии территория. А по поводу весов – это не к нам. Попробуйте спросить у специалистов Россельхознадзора.
Но и это ведомство, как выяснилось, к контролю весов отношения не имеет.
– Техника на рынках и в ларьках – не по нашей части, – рассказала официальный представитель управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти Алиса Кобзун. – Наша организация занимается только контролем ввозимой сельскохозяйственной продукции на территорию России и ветеринарные службы.
Получается, что благополучие покупателей и сохранность денег в их кошельках зависят только от честности торговца.
«Я стариков не обвешиваю, Бога боюсь»Тетя Люда когда-то была тренером по бальным танцам. В середине 90-х, когда закрылась школа, очутилась на рынке, за прилавком с рыбой. Сейчас она могла бы вернуться к тренерской работе или устроиться в фитнес-клуб, но… за эти годы потеряла форму, смирилась, привыкла.
– Чаще всего обвешивают мужчин – они не проверят и не придут скандалить, – делится она профессиональными секретами. – Лично я никогда не обвешиваю пенсионеров, Бога боюсь. Женщин с малыми детьми – тоже. Чем вежливей и интеллигентнее человек, тем больше шансов, что его обманут. А покупателя с цепким взглядом и повелительным тоном обвешивать опасно – себе дороже. Если клиент долго спрашивает, копается, собирает очередь, затем покупает два яблока, его обязательно обвесят в отместку, хотя бы на 50 граммов.
Выгоднее всего, по словам тети Люды, торговать арбузами – там можно обвешивать на килограммы. Торговец уличного лотка на обмане честных граждан может спокойно зарабатывать до тысячи рублей в день.
В Европе все «по чесноку»Если вы зайдете на рынок в Стокгольме, Милане или Венеции, то весов там не обнаружите. Фрукты и овощи продаются по количеству, а не массе. Они разложены в контейнеры разного размера, расфасованы в пакеты или просто сложены в кучки. Покупатель может выбирать, сколько и на какую сумму ему покупать.
Как обвешивали в старину
«Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем», – говорит Подхалюзин в финале пьесы «Свои люди – сочтемся». Герой пьесы Островского вряд ли кривил душой: дореволюционные лавочники гнушались таким примитивизмом, как обсчет на луковицу. Их приемы были куда изящнее. Считалось, что меньше чем за пять лет их не освоить – именно столько занимало обучение продавца. Требовались ловкость рук, глазомер, а главное – интуитивный психологизм.
Если покупатель спрашивал фунт ветчины, продавец брал полтора фунта, бросал на весы и прямо на весах отрезал излишек – больше, чем полфунта. При этом он давил на площадку весов, так что покупатель сохранял иллюзию, что получил бонус от заведения. Для закрепления иллюзии быстро клал маленький довесок, срывал товар с чашки и провожал покупателя, уверенного, что получил фунт с четвертью по цене фунта. В действительности четверть терял он. Такой способ обмана назывался «обвес с походом.
«На бросок» – проще и грубее. Товар с силой кидают на весы и снимают, не дав выровняться. «На бумажку» – при небольшой порции дорогого товара его заворачивали в толстую и мокрую бумагу. «На путешествие» – покупателя вежливо посылали в кассу, когда он приходил, товар был взвешен и завернут. «Пиротехника» – когда подменяли один сорт другим. Способ под названием «в темную» применяется и сейчас: весы ставят так, что покупатель видит их часть, к тому же продавец закрывает стрелки.
Конечно, существовали и такие островки цивилизованной торговли, как столичные магазины Елисеева. Но большинство мошеннических приемов благополучно перешли по наследству в советскую торговлю. На рынке, как и в старину, старались получить максимум денег за минимум проданного товара, а в магазинах – сохранить товар и унести домой. Правда, в отличие от сегодняшнего дня, в эпоху СССР даже за самый незначительный обвес можно было надолго переселиться на Колыму.
Старо как мирПо законам вавилонского царя Хаммурапи продавец некачественного пива мог быть утоплен в сосуде с напитком. В древнегерманских городах булочник, продававший булки меньше стандартного веса, выставлялся у позорного столба с булкой на шее.В средневековой Франции купивший тухлые яйца имел право безнаказанно закидать ими продавца.