Быстрее собственной тени

Петербург и Москву свяжет высокоскоростная железнодорожная магистраль, по которой расстояние между двумя столицами можно будет преодолеть за 2,5 часа

 

Петербург и Москву свяжет высокоскоростная железнодорожная магистраль, по которой расстояние между двумя столицами можно будет преодолеть за 2,5 часаЗа высокоскоростную железнодорожную магистраль, призванную в 2018 году – к чемпионату мира по футболу – связать две российские столицы, федеральный бюджет заплатит около полутора триллионов рублей. Об этом вчера сообщил генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов. Для реализации проекта придется проложить совершенно новую трассу длиной 660 километров. Добраться от северной столицы до Первопрестольной пассажиры смогут за 2,5 часа, а поезда на этом участке смогут разогнаться до 400 километров в час.

Новая трасса пройдет параллельно существующим железнодорожным путям, только в обход Валдая. – Концепция строительства магистрали уже разработана, осталось лишь согласовать проект в Минтрансе, – рассказал Денис Муратов. – Мы предусмотрели все возможные нюансы, получилось 22 тома документов. В декабре планируем объявить международный тендер, а в 2013 году его победитель приступит к работе. Заинтересованность уже высказали участники из Германии, Испании, Китая и Южной Кореи.

Какие конкретно компании намерены осваивать российский рынок строительства высокоскоростных магистралей, пока секрет. Ясно одно: все претенденты – зарубежные фирмы. По словам Дениса Муратова, в России просто нет опыта строительства скоростных железнодорожных линий. При этом, как заверил глава ОАО «Скоростные магистрали», одним из главных критериев при выборе зарубежного партнера будет его желание делиться опытом с российскими специалистами, а основная нагрузка по строительству должна лечь на отечественных рабочих.

Для реализации проекта используют новый для России механизм финансирования. Скоростную дорогу построят на основе так называемого «контракта жизненного цикла» (КЖЦ). Подрядчика обяжут обеспечить проектирование, строительство, финансирование и содержание объекта в течение 30 лет, а заказчик в лице государства оплатит его услуги периодическими платежами в течение всего срока. В руководстве РЖД считают, что данная схема позволит избежать некачественного строительства, ведь за каждую поломку подрядчик сам понесет убытки, а значит, халтурить ему невыгодно.

Точную стоимость проекта подсчитать пока сложно, до подведения итогов тендера эксперты предпочитают о ней не говорить. В ОАО «Скоростные магистрали» называют лишь приблизительную цену одного километра железной дороги – от 20 до 26 миллионов евро. Вся ветка в таком случае обойдется в кругленькую сумму – от 500 до 700 миллиардов рублей. А в общей сложности на обеспечение бесперебойной работы линии Петербург – Москва придется потратить около 1,3 триллиона рублей, ведь предстоят еще и затраты на приобретение подвижного состава.

– Организация производства высокоскоростных поездов в России имеет смысл и экономическую выгоду лишь в том случае, если они будут иметь долгосрочный спрос, – продолжает Денис Муратов. – Строить завод для выпуска нескольких составов никто не станет. Так что на первом этапе поезда тоже придется закупать за рубежом. Принцип обычный: объявим тендер на поставку, кто предложит наиболее выгодные условия, у того и купим.

Решена и судьба первого российского скоростного поезда «Сокол», стоящего сейчас в депо в Металлострое. К сожалению, ему не суждено выйти на рельсы. Как отмечают эксперты, во время его создания был допущен ряд ошибок и переделать «Сокол» под нужды ВСМ невозможно. Поезд поделят на две части. Одну отправят в московский железнодорожный вуз, вторую оставят в Петербурге. Как сообщил профессор кафедры «Управление и технология строительства» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Игорь Киселев, на базе «Сокола» студенты смогут изучать устройство современных составов.Строительства отдельных вокзалов запуск первой высокоскоростной магистрали не потребует. Но определенную реконструкцию все же предстоит провести. Коснется она в первую очередь Ленинградского вокзала в Москве. Нынешние его площади не предназначены для приема дополнительных 8–12 миллионов пассажиров (именно столько, по плану, воспользуются на первых порах услугами новой трассы) в год. Ожидаемая заполняемость поездов – не меньше 80 процентов. Денис Муратов пообещал, что цена билета пассажиров РЖД в ступор не ввергнет.

– Стоимость проезда составит около 100 долларов, – сообщил глава ОАО «Скоростные магистрали». – В таком случае мы сможем конкурировать с авиадискаунтерами, у которых цены примерно такие же.

Введение современной железнодорожной линии должно значительно улучшить пропускную способность уже существующих путей. Во-первых, на скоростную магистраль планируется перевести часть «Сапсанов». Во-вторых, серьезно скорректируется график движения грузовых составов, что позволит ввести дополнительные электрички.

Дорога Петербург – Москва станет первой, но не единственной высокоскоростной линией. В планах РЖД строительство таких же веток между Самарой и Казанью (518 километров, 2 часа в пути), а также Москвой и Екатеринбургом с промежуточными остановками в Нижнем Новгороде и Казани (1595 километров, 6,5 часа в пути). Их строительство должно закончиться тоже к чемпионату мира 2018 года.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.