«Культурными столицами не остаются навсегда»

Близится начало самого престижного музыкального конкурса – XIV Международного конкурса имени П. Чайковского

 

Близится начало самого престижного музыкального конкурса – XIV Международного конкурса имени П. Чайковского. Первые туры пройдут 15–16 июня, причем сразу в двух городах. Как уже сообщало «НВ», оргкомитет, возглавляемый Валерием Гергиевым, принял беспрецедентное решение перенести половину этого традиционно московского конкурса в Петербург. Жители нашего города смогут насладиться выступлением конкурсантов, претендующих на премии в номинациях «Скрипка» и «Вокал».

Перед оргкомитетом конкурса этого года (как, впрочем, и перед их предшественниками, – оргкомитет каждый раз собирается новый) стоит непростая задача: вернуть былой авторитет главному конкурсу страны в области классической музыки. Парадоксальные решения жюри последних лет снизили его привлекательность в глазах зарубежных артистов. Если раньше одно только попадание в третий тур для конкурсантов означало успех на несколько десятилетий, то имена многих победителей последних лет уже забыты (а точнее, так и не стали широко известны).

И дело не только в недостаточной раскрутке. Многие помнят дружное возмущение музыкальной общественности, например,  после конкурса 1998 года – тогда он пестрил артистами-туристами, приехавшими не столько показывать свой талант, сколько посмотреть Москву и поиграть на прославленной сцене.

Чтобы избежать подобных случайностей, в этом году оргкомитет пригласил членов жюри с мировой известностью (здесь большую роль сыграло имя Гергиева), была проведена жесткая фильтрация конкурсантов еще на предварительном этапе. При рекордном числе поданных заявок – 583 из 50 стран мира (для сравнения, в 2007-м было подано 448 заявок) к участию было допущено меньше артистов, чем в прошлый раз – 121 из 25 стран (в 2007-м прошли 196 человек).

Валерий Гергиев на прошедшей в Петербурге пресс-конференции сообщил, что теперь на конкурсе повышенное внимание уделяется демозаписи, которую присылают конкурсанты. Если раньше на ее качество смотрели сквозь пальцы – лишь бы музыкант был хороший, то теперь – «извольте потрудиться»: при нынешнем обилии технических средств сделать хорошую запись, подтвердив тем серьезность своих намерений, не так трудно.

Вот имена лишь некоторых членов жюри XIV конкурса: среди тех, кто будет «судить» пианистов, – Владимир Ашкенази, Ефим Бронфман, Барри Дуглас, Нельсон Фрейре, Мишель Берофф, Питер Донохоу. Лучших скрипачей выберут Юрий Башмет, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Анне-Софи Муттер, Николай Цнайдер; певцов – Ильдар Абдразаков, Владимир Атлантов, Тереса Берганса, Ольга Бородина, Феруччо Фурланетто, Елена Образцова, Рената Скотто; виолончелистов – Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Кшиштоф Пендерецкий.

Важно, что кроме известных музыкантов в жюри входят организаторы фестивалей, композиторы, руководители оркестров, арт-менеджеры, – это может открыть перспективным музыкантам дорогу в свет. Кроме того, для продвижения победителей Московская филармония организует их выступления по России, а зарубежные агентства – по Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Австралии. Впрочем, уже и сами конкурсные выступления в лучших залах Москвы и Петербурга, с первоклассными оркестрами. В Петербурге конкурсанты будут соревноваться в Малом зале Консерватории, Большом зале Филармонии, Академической капелле и Концертном зале Мариинского театра. Также в Концертном зале Мариинского театра 2 июля пройдет концерт лауреатов с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра.

По мнению Валерия Абисаловича, участие Петербурга в этом конкурсе – важная часть поддержания имиджа нашего города: «Мы постараемся поспособствовать не только успеху конкурса Чайковского, но и укреплению репутации и творческой мощи Петербурга как культурной столицы, – сказал Гергиев. – Культурные столицы возникают не на ровном месте и ими не остаются навсегда, поэтому и мы, и Филармония, и другие наши коллеги должны и будем вместе продолжать развивать художественную жизнь Петербурга как культурной столицы мирового класса».

кстати

Проведение конкурса еще и хорошая возможность оценить успехи наших музыкантов на мировом фоне. Оргкомитет конкурса предоставил нашему корреспонденту статистику участников. Оказалось, что 39 процентов конкурсантов – граждане России. Самый большой процент наших музыкантов (50 и 60 соответственно) – в вокальных номинациях – мужской и женской. Скорее всего, это связано с необходимостью исполнять на русском языке произведения Чайковского и Рахманинова. Традиционно сильно представлена наша фортепианная школа (здесь 50 процентов участников – из России). Немногим меньше прошло наших скрипачей (30 процентов; здесь ближе всего к нам «расположились» граждане США – 19 процентов и Южной Кореи – 11 процентов). Самая пестрая диаграмма оказалась в виолончельной номинации (у России, как и у Южной Кореи, – 8 процентов; в лидерах – Германия и США с 16 процентами, а также Китай и Италия с 12 процентами).

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.