Система интернатов калечит детскую психику

Скандал с павловским учреждением для детей с отклонениями в развитии высветил общие для таких заведений проблемы

 

Скандал с павловским учреждением для детей с отклонениями в развитии высветил общие для таких заведений проблемы

Наша газета не раз писала о скандале, в центре которого оказался психоневрологический дом-интернат № 4 в Павловске. Прошлой осенью его воспитанники жаловались президенту на жестокое обращение персонала и плохие условия жизни, а в январе этого года внимание к интернату привлекли волонтеры, помогавшие ухаживать за живущими там детьми-инвалидами. Директор интерната Галина Племянникова была уволена, а на ее место временно назначен Андрей Домбровский, руководитель той самой волонтерской организации «Подорожник», члены которой и подняли тревогу из-за плохого обращения с детьми.

Этот скандал вызвал пристальный интерес к проблемам интернатов для детей с отклонениями в развитии. Все эксперты сходятся в том, что подобные заведения изначально были устроены неправильно. Их, как и обычные детские дома, создавали для того, чтобы только кормить и лечить детей, чтобы обеспечивать их всем необходимым в материальном плане. Но при работе с воспитанниками вообще не принималось во внимание то, что им нужна еще и любовь, ласка, индивидуальное внимание взрослых. Между тем ни для кого уже давно не секрет, что для нормального развития это нужно ребенку ничуть не меньше, чем хорошо питаться и иметь крышу над головой. Однако в больших детских домах такой возможности нет в принципе: там слишком много воспитанников и слишком мало воспитателей и других сотрудников, которые могли бы дать воспитанникам хотя бы часть той любви, которой те лишились вместе с родителями.

– Представьте, что ваши близкие куда-то пропали и вы не можете до них дозвониться, – это огромный стресс. А дети, вообще не имеющие любимых близких людей, испытывают похожий стресс постоянно, – попытался объяснить чувства воспитанников интерната детский невролог Святослав Довбня. – Этот непрекращающийся стресс и мешает им расти физически и развиваться психологически. Подростки, выросшие в закрытых интернатах, могут выглядеть как дети трех-пяти лет и так же сильно отставать в умственном развитии – такое можно увидеть в детских домах во всем мире, а не только в России. Если ребенок попадает из интерната в приемную семью, многие из его проблем постепенно уменьшаются, а иногда и вовсе проходят.

Вывод из этого напрашивается сам собой: интернаты, в которых содержится помногу воспитанников, давно устарели, и растить детей, оставшихся без родителей, надо либо в приемных семьях, либо хотя бы в детских домах семейного типа, где на несколько малышей приходится одна заботливая воспитательница. Однако такая радикальная смена системы детских домов – дело отдаленного будущего. А дети и подростки живут в калечащих психику условиях уже сейчас…

Большинство специалистов сходятся на том, что пока необходимо еще сильнее привлекать к работе в детских домах и интернатах волонтеров, которые могли бы не только помогать обслуживающему персоналу, но и следить за состоянием детей, контролировать, все ли у них хорошо, а также быть для них просто близкими людьми, друзьями. Если один волонтер будет присматривать за несколькими детьми, каждый из них получит минимум душевного тепла, а сотрудники интерната не смогут пренебрегать своими обязанностями. Об этом говорят и Андрей Домбровский, и председатель комитета по социальной политике Андрей Ржаненков, и президент благотворительного фонда «Родительский мост» Марина Левина, и другие.

Особенно сильно нужна поддержка детям до шести лет в первый год после попадания в интернат. В этих случаях речь нередко идет не только о том, чтобы не дать детям окончательно отстать в развитии, но и об их жизни – потерявший родителей и оказавшийся в новой страшной обстановке маленький ребенок может и тяжело заболеть, и умереть. А еще, конечно же, нужно сделать так, чтобы детей вообще как можно меньше отдавали в интернаты, а уже отданных как можно чаще усыновляли.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.