По судам затаскаю!
Единственным способом найти управу на плохо работающие коммунальные службы для мурманчан стало обращение в суд
Единственным способом найти управу на плохо работающие коммунальные службы для мурманчан стало обращение в суд
Большинство управляющих компаний в Мурманске занимается чем угодно, кроме своих непосредственных обязанностей. Они задолжали поставщикам электроэнергии и газа, не делают положенных ремонтов в подъездах, постоянно делят между собой дома. Товарищества собственников жилья возложенных на них надежд тоже не оправдывают. Вместо порядка в жилищном фонде царит хаос. Чиновники и правоохранительные органы пытаются приструнить безответственных коммунальщиков, но у них не очень получается. Единственный выход для многих мурманчан – обращаться в суд.
У каждого судьи в городе были иски, без которых владельцам квартир вряд ли удалось бы решить даже элементарные проблемы. К примеру, по протечкам. Казалось бы, что может быть проще. Соседи полюбовно договорились между собой о сумме компенсации за ремонт, и делу конец. Но все чаще вода с потолка течет не по вине ничего не подозревающих жильцов над вами, а потому что в домах гнилые стояки. Заставить управляющие компании их отремонтировать без суда не получится. У мурманчанки Валентины Семеновны случился потоп, потому что наверху прорвало трубу отопления.
– Год назад случилась небольшая протечка, но слесарь ЖЭУ не смог найти места, откуда она произошла, – рассказала пенсионерка. – И вот теперь целый водопад.
Соседка Валентины Семеновны заявила, что в ее квартире влажности нет. Место, где вскрылся свищ, находилось в перекрытии. Пенсионерка пригласила комиссию, которая составила акт оценки предстоящего ремонта. Документ обошелся пожилой женщине в 5 с лишним тысяч рублей. А на сам ремонт необходимо, как выяснилось, все 50. Пенсионерка пыталась договориться с управляющей компанией о ремонте, но там ей отказали. Пришлось искать справедливости у Фемиды. Однако представители управляющей компании «Мурманремстрой» в суде иск не признали. Они заявили, что протечка произошла по вине соседей Валентины Семеновны.
– Свищ находился под полом, но не глубоко, поэтому в квартире сверху просто обязана быть влажность, – твердили коммунальщики и признались, что дом находился у них на балансе почти два года, за это время обходов они не делали, поскольку жильцы не пускают их в квартиры.
Более того, по словам специалистов управляющей компании, контролировать работу сантехники в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме должны сами хозяева.
– По Жилищному кодексу осмотры общего имущества, к которому, в частности, относится сантехника, являются обязательными и для самих собственников, и для специалистов строительно-технической экспертизы, и для работников ТСЖ и управляющей компании, – говорит адвокат Ирина Костомарова. – Судя по документам, дом был введен в эксплуатацию 30 лет назад. Стояк за это время ни разу не менялся. Удивительно, что не произошло что-нибудь похуже.
В итоге суд согласился с доводами мурманчанки и обязал управляющую компанию возместить женщине ущерб.
Жалуются мурманчане в суд и на двойные квитанции, и на протечку кровли, и на отсутствие ремонта в подъезде, и на перебои с газом и электричеством. Бывают и необычные иски. Так, один автовладелец требовал взыскать с управляющей компании стоимость ремонта капота своей машины, на которую упала сосулька.
Кстати, иск к управляющей компании может предъявить как один жилец, так и группа. Самые продвинутые сначала обращаются в прокуратуру, чтобы их интересы в суде представляли профессиональные юристы. Особенно много исков сотрудники надзорного ведомства подают по обшарпанным подъездам. Причем судьи часто принимают сторону жильцов. При этом служители закона считают, что вместо того, чтобы осознавать свою ответственность перед жильцами, управляющие компании просто отнекиваются. Они практически никогда не признают исков. В суде они любят заявлять, что истец неаккуратно оплачивает коммунальные платежи, так что они ему ничего не должны. Поэтому квитанции квартплаты следует сохранять и предъявлять в суде. Корме того, если жилец хочет выиграть дело, то ему не помешает как можно больше документов, чтобы подтвердить свое право собственности на квартиру, и свидетели, которые подтвердят, что услуга не оказывается или оказывается не в полной мере. Если действиями управляющей компании собственнику был причинен ущерб, необходим акт и независимая оценка.
Управляющие компании уже попортили кровь немалому количеству мурманчан. Но существующий им противовес в лице товарищества собственников жилья тоже не стал панацеей от всех бед. Здесь ситуация еще сложнее, так как договариваться владельцы квартир еще не научились. Может быть, поэтому иски о признании ТСЖ недействительным стали характерны для заполярных судов.
– Организаторы многих ТСЖ не считают нужным полностью соблюдать все формальности, – подчеркнула судья Первомайского суда Наталья Венедиктова. – Но есть процедура, оговоренная законом. Если все жильцы не извещены, не проведен поквартирный обход, общее собрание собственников, подкрепленное протоколом, то ТСЖ легко признать недействительным.
Правда, некоторые мурманчане жалуются в суд не на плохое обслуживание, а на то, что их лишили права выбора. Но мало у кого из них хватает желания идти до конца, чтобы избавиться от ТСЖ.
– Обращаются несколько жильцов, сообщаешь им, что недовольных собственников должно быть больше, – продолжает Наталья Венедиктова. – На следующее заседания их приходит больше, а потом еще, но к концу процесса остается все та же инициативная, но слишком маленькая группа.
В случаях с ТСЖ суд тоже в большинстве случаев принимает сторону мурманчан.
Вот только потом возникают новые проблемы: управляющей компании нет, ТСЖ тоже, не нанимать же дворников самому. Вот и оказывается, что в попытке отстоять свои права мурманчане попадают в тупик, из которого, пока, увы выхода нет.
между тем… С газом будут перебои
Уже несколько месяцев газовщики в Мурманске бьют тревогу и угрожают погасить огонь в плитах горожан. По их словам, возможны непроизвольные отключения газа, связанные с недостатком голубого топлива.
У предприятия «Облгаз» миллионные долги, и ему требуется ощутимая финансовая помощь федеральных властей. Правда, до сих пор непонятно, получат ли ее газовщики. Причин финансового кризиса в «Облгазе» несколько. Во-первых, это безответственное отношение многих управляющих компаний к своим обязанностям. Они не перечисляют газовщикам деньги, которые получают от населения. А некоторые и рады бы перечислить, да не имеют необходимых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Вторая причина, по мнению руководства «Облгаза», связана с путаницей в тарифах. Областное правительство установило слишком низкие нормативы потребления газа. По мнению директора предприятия, который, кстати, уже успел написать открытое письмо президенту, необходимо не устанавливать странные нормы потребления голубого топлива, а четко сформулировать, какую именно сумму квартиросъемщик должен платить за сам газ, а какую за его доставку. В проблемах «Облгаза» его руководитель обвинил губернатора и прокурора области, ратовавших за низкие нормативы.
Между тем у региональных властей есть свое мнение по этому поводу. Они считают, что газовщики совершенно не умеют управлять финансами. Проблемы с долгами у многих коммунальных предприятий, а дебиторская задолженность самая большая у «Мурманоблгаза». Из-за этого в Мурманске пока был отключен газ в семи домах и снабжение восстановили только после вмешательства прокуратуры. Областное правительство заявило, что на федеральную помощь предприятию надеяться не стоит, поскольку это коммерческое ОАО и пусть решает проблему с помощью кредитов.
прямая речьАлексей Веллер, глава муниципального образования город Мурманск: – Специально созданное учреждение «Новые формы управления», призванное осуществлять контроль и мониторинг качества и объема жилищно-коммунальных услуг, все более активно отстаивает интересы горожан – собственников жилья. Также мы думаем над тем, чтобы предложить жителям делегировать администрации Мурманска полномочия в выстраивании отношений с управляющими компаниями. Звучат идеи создания народной управляющей компании, где сами горожане являлись бы ее собственниками и понимали, что она пришла на рынок не зарабатывать деньги, а осуществлять услуги. Голос города должен становиться все более весомым, поэтому мы ищем новые формы участия в процессе управления коммунальным рынком.