Чистая Победа

«НВ» поздравляет всех с наступающим праздником, свет которого не померкнет никогда

«НВ» поздравляет всех с наступающим праздником, свет которого не померкнет никогда

Послезавтра – 9 Мая. Слезы скорби по погибшим оставим для других дней. День Победы – самый светлый и радостный праздник. В такой день не оплакивают павших на войне и умерших после нее – ими гордятся. Как гордятся и доселе живыми ветеранами. Будем брать пример с наших великих предков, пришедших с той войны: у каждого из них оставались в памяти десятки и сотни погибших друзей, сослуживцев, родных – но 9 мая 1945-го они от души веселились, пели, пили, танцевали, целовались…

За минувшие годы к Победе прилипло много лишнего, наносного. Укоренился много раз разоблаченный, но все же живучий миф о том, что войну, дескать, мы выиграли, «заваливая противников трупами». Любому, кто хоть немного представляет, что такое война, понятно, что такими «завалами» можно выиграть один-два боя, но не битву, которая длилась четыре года. Преувеличивается и роль союзников по антигитлеровской коалиции, и погодный фактор – в общем, все, что может как-то уменьшить величие и чистоту той Победы или добавить к ней горечи.

На самом же деле Победа, как и все великое, очень проста: единый народ разгромил не только армию самой сильной на тот момент европейской державы – Германии, а, по сути, сборную Европы. Ведь на стороне фашистов воевали армии Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Финляндии, легионеры из Испании, вишистской Франции, эсэсовские дивизии Эстонии, Латвии, Украины, нидерландские, бельгийские, норвежско-датская дивизии. А с тылу нависала Япония. Любой беспристрастный аналитик, взвесив соотношение сил накануне Великой Отечественной войны, решил бы, что у Советского Союза шансов нет. Так думал и Гитлер. Он и его союзники не учли только одного – с кем, с каким народом им предстоит иметь дело.

За всю свою тысячелетнюю историю Россия, по сути, не проиграла ни одной войны. В том числе и войну с татаро-монголами, которых в итоге просто ассимилировала. Локальные кампании, бывало, заканчивались неудачей, но больших войн мы не проигрывали никогда. Поэтому все попытки принизить или омрачить ту великую Победу обречены на провал – к чистому грязь не липнет. Эта Победа чиста и как духовный подвиг народа, и в спортивном, если можно допустить такую аналогию, смысле – мы переиграли противников по всем статьям.

День 9 мая – в генной памяти народа, в том числе и в генной памяти новых поколений. В мирное время многие думают, что они бы так не смогли, но – приходит час, и эта неистребимая память просыпается.

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»

 

«Сложно передать, что мы чувствовали в тот момент»

Фотографии военных лет, фотографии поверженного Берлина 1945-го… Черно-белых свидетелей той страшной и великой эпохи сохранилось, увы, не много. А те, которые сохранились, печатались и перепечатывались столько раз, что стали плохо различимы. И тем ценнее новые кадры, неизвестные картины войны, хранящиеся в семейных архивах ветеранов. Эти фотографии не имеют цены. А разглядывать их можно часами: рассматривать лица людей, многих из которых давно уже нет в живых, угадывать их эмоции, пытаться себе представить, о чем думали и что чувствовали они в эти мгновения.

Один такой снимок – перед вами. Это один из кадров Победы. Наши солдаты на фоне полуразрушенного рейхстага. Если приглядеться, можно увидеть, что они улыбаются. Возможно, первый раз за последние четыре года.

Владелец этой фотографии – ветеран войны, заместитель командира 88-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка Филипп Михайлович Жаркой. Он прошел всю войну. С первого и до последнего дня. От приграничного Львова в 1941-м до берлинского рейхстага в 1945-м. Участвовал в Харьковской операции, Сталинградской битве, в прорыве «Голубой линии» на Тамани, в снятии блокады Ленинграда, в освобождении Эстонии, в боях на земле Польши и Германии. Трижды был ранен. А по его наградам – 7 орденов и 24 медали – можно изучать историю Великой Отечественной.

Своими воспоминаниями о том дне, когда была сделана эта фотография, Филипп Михайлович поделился с корреспондентом «НВ»:

– Эта фотография сделана сразу после окончания войны. Наш полк располагался в парке в самом центре Берлина. Было свободное время. Наш командир Петр Григорьевич Мжачих собрал нас и повез к рейхстагу. Помню, у здания было очень много людей… В то время моим ординарцем был сержант Курамшин. Забыл, к сожалению, его имя… До войны он работал фотографом и в тот день сделал несколько снимков на фоне рейхстага. В центре этой фотографии – командир нашего полка, у него вся грудь в орденах. Я – слева от него. Еще на снимке начальник штаба, санитарки… Одну из них, точно помню, звали Валентиной… Сегодня сложно передать на словах, что мы чувствовали в тот день, в ту минуту. Но были так рады, что закончилась война! Ведь еще несколько дней назад шли ожесточенные бои. А этот снимок сержант Курамшин отдал мне в тот же день. Он – молодец: все делал быстро. Я даже не знаю, как и где он напечатал эту фотографию. Умудрился как-то… Если бы не он, так и не осталось бы у меня ничего на память о тех днях. А сейчас вот смотрю и вспоминаю… Лет десять назад я отыскал десять офицеров, служивших в 88-м отдельном гвардейском тяжелом танковом полку. Начали собираться, регулярно общались. А сейчас остался только я один…

Ирина Тищенко, редактор отдела городской информации «НВ»

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.