В Химкинском лесу возобновили вырубку деревьев и людей
Охранники и бандиты в масках повторили июльский погром
Охранники и бандиты в масках повторили июльский погромОпасной для здоровья защитников Химкинского леса (ХЛ) оказалась затея разбить палаточный лагерь неподалеку от места вырубки просеки под трассу будущего платного автобана Москва – Петербург. Если в июле прошлого года лагерь защитников был разгромлен куклуксклановцами в тряпичных масках спустя неделю после установки, то в мае 2011 года бандитам в масках и охранникам из ЧОП «Витязь», чтобы растоптать палатки и избить экологов, хватило и нескольких часов
Вывихнутые пальцы, разбитые в кровь носы, выбитые челюсти и конечности сразу у нескольких активистов движения – вот «урожай» оперативной силовой операции в экологическом лагере за две майские ночи. А начиналось все с народной инспекции мест вырубки. Вместе с Евгенией Чириковой, Ярославом Никитенко и другими лидерами экологической обороны спецкор «НВ» побывал в лесу за несколько часов до установки вблизи одной из просек палаточного лагеря. Встреча общественности с охранниками из ЧОП «Витязь», которые по заказу истребителей леса из компании «Теплотехник» (она теперь называется ООО «ДорИнжСтройПроект») вот уже второй сезон с переменным успехом воюют с безоружными защитниками ХЛ, оказалась, мягко говоря, недружественной. Незваных инспекторов могли и побить, если бы не присутствие в их составе депутата Государственной думы Геннадия Гудкова. По просьбе Чириковой и собственного сына Дмитрия, который активно сочувствует экологам, заместитель председателя думского Комитета по безопасности решил поучаствовать в народной инспекции, которая стартовала утром 4 мая прямо от дома главной защитницы природы в Старых Химках.
Для инспекции мест свежей вырубки, о которых в штаб экологической обороны Подмосковья оперативно сообщают «разведчики»-экологи и неравнодушные местные жители, были заказаны на 10.30 сразу два больших автобуса. Но один из них почему-то сломался, а второй к заявленному времени не пришел.
– Узнали перевозчики, кто заказал автобус, и испугались последствий, – нервно комментирует Евгения Чирикова.
У дома № 6 на улице Москвина тем временем собирается человек 40: экологи, правозащитники, юристы, журналисты. Подъехал на служебной Audi Q7 и Геннадий Гудков c сыном Дмитрием. Чирикова рассказывает депутату о своем блиц-визите в Париж 2 мая 2011 года, который помогли организовать французские «зеленые» и депутаты Европарламента.
– Я не могла отказать себе в удовольствии потрясти символическим билетом на остров Святой Елены у офиса концессионера платной трассы Москва – Питер – компании «Винси», – тем более в день проведения совета директоров. – вспоминает Евгения. – В офис меня не пропустили, но билет и 20 тысяч подписей против вырубки леса удалось передать директору по связям с общественностью «Винси» господину Дюпре. Я также вручила ему антикоррупционное исследование специалистов Transparency International-Russia, из которого следует, что в проекте пробивки дороги через Химкинский лес заинтересованы крупные российские чиновники, в том числе министр транспорта Игорь Левитин.
Второй автобус все-таки доезжает до улицы Москвина и медленно двигается по бетонке вдоль Клязьмы к одной из четырех зон свежей вырубки, в полутора километрах от бетонного моста через реку. Через полчаса из окон вместо зеленого массива возникает свежевырубленная просека, бытовки строителей и охранников, а также трактор-трансформер «Харвестер». Этот прожорливый монстр, несмотря на внешнюю невзрачность, ломает и перекусывает метровые стволы как спички. Однако ненавистный для защитников леса «Харвестер» к моменту высадки общественного десанта уже заглушен, а тракторист скрылся в неизвестном направлении.
Людская колонна во главе с Чириковой двигается к месту самой свежей вырубки, но чоповцы из «Витязя» грубо теснят передних.
– Прекратите немедленно, где старший! – мгновенно реагирует Гудков и зычно повторяет: – Где старший?!
Угрюмые «витязи» играют желваками, но не пускают к трактору.
– Я депутат Государственной думы, вот мое удостоверение, а вы кто? – гремит на всю просеку зампред по безопасности.
Человек в штатском, которому показывает удостоверение депутат, вызывающе отвечает:
– Я из России.
– Из КГБ, что ли?
– Из России, – цедит неизвестный и отходит в сторону.
Через пару минут появляется главный охранник, старший сержант Манухов, которой со злостью, но показывает-таки думцу свою корочку.
– Почему не представляются ваши подчиненные? – более миролюбиво спрашивает сержанта Геннадий Гудков. – Вы должны представляться, вежливо предъявлять документы и не имеете права применять физическую силу. Я сам писал, вернее, переписывал закон о частной охранной деятельности. А за сегодняшнее поведение вас можно лишить лицензии.
Чоповец опускает голову якобы в раскаивании и жалуется, что «прошлой ночью неизвестные пытались поджечь трактор, который «витязи» призваны охранять по контракту с «Теплотехником». Такую легенду, кстати, охранники озвучили и летом 2010 года – накануне нападения на лагерь экологов. «Поджигателей», как и следовало ожидать, не нашли.
Никаких разрешительных документов на вырубку на месте инспекции, естественно, народная инспекция не обнаружила. Отсутствовали документы и у охранников, которые резонно заметили, что охраняют не природу, а технику. Активистам удается выйти на связь с гендиректором фирмы «Теплотехник» Александром Семченко, который по громкой связи соглашается поговорить с депутатом Государственной думы.
– Мне бы хотелось получить от вас документы, разрешающие вырубку, – отчеканивает в мобильный телефон Гудков. – Я намерен передать их защитникам леса, так как общественность получить их от вашей компании не может.
– Я уверен, что Чирикову не устроит ни один документ, – язвительно отвечает активист евангелистской церкви и по совместительству гендиректор компании «ДорИнжСтройПроект» Александр Семченко. – Порубочные билеты нам не требуются, так как мы выполняем подготовительные работы для строительства платной автодороги Москва – Петербург на участке от 15-го до 58-го километра. Разрешительные же документы на производство подготовительных работ из госкомпании «Росавтодор» у нас имеются в полном объеме, и мы готовы предоставить их по вашему письменному запросу из Государственной думы.
Судя по всему, ответ руководителя «Теплотехника» Гудкова удовлетворил, и он для «НВ» прокомментировал ситуацию так:
– Тут возможны два варианта развития событий, а Евгения Чирикова пока не понимает, с чем борется. Вырубка Химкинского леса – это либо правовое решение, которое экологи будут оспаривать, либо волюнтаризм инвесторов трассы: «Ребята – работайте, а потом мы все оформим задним числом». К сожалению, в России чаще случается второй вариант. Что и говорить – проект скандальный. Есть сомнительные офшорные схемы, финансовые интересы конкретных влиятельных чиновников и бизнесменов. Но я сначала хочу не акцентироваться на этом, а попытаюсь получить правовую оценку законности вырубки леса.
Единственным законным основанием для выкорчевывания леса Евгения Чирикова и юристы, поддерживающие защитников ХЛ, считают именно порубочный билет. Казалось бы, при катастрофических репутационных издержках проекта строительства платного автобана выдать такой документ – пара пустяков, зато экологи отстанут. Но зарегистрировать такой скандальный и резонансный документ руководители госкорпорации «Автодор» явно не спешат. Мало ли, придется когда-нибудь отвечать за свою подпись?
Тем временем к месту свежей вырубки приезжает наряд химкинской полиции. Евгения Чирикова требует остановить незаконное истребление заповедника, так как у подрядчиков нет документов на вырубку. Лейтенант полиции Шерувимов на словах сочувствует активистам, но акт о незаконной вырубке от экологов принимать отказывается. Поддакивает Шерувимов и Гудкову, но реальных действий по остановке работ не производит. Стравив пар и не оформив протокол, полицейский наряд уезжает в сторону Химок, депутатский джип – в сторону Москвы, а арендованный автобус – в сторону еще одного участка вырубки, неподалеку от места, где летом прошлого года был разбит и разгромлен экологический лагерь. Ярослав Никитенко собирается организовать там новый палаточный бивак, о чем под аплодисменты сообщает в автобусе. Спецкор «НВ» сошел с автобуса в районе Молжаниновки: хотелось ночевать не в палатке, а в гостинице.
Без депутата в лес ходить опасноЯ ехал в Москву и с тревогой думал: «Если экологи не возьмут на ночевку депутата, прошлогодняя история может повториться». Напрасно поверили защитники ХЛ вымученной корректности охранников-«витязей», слишком понадеялись, что весть о поддержке экологов влиятельным депутатом Гудковым разнесется по всем местам вырубки. Однако блицкриг депутата только разозлил охранников, а невыраженную злость, стоило тому уехать, они выместили на активистах-экологах.
В ночь с 4 на 5 мая в палаточный лагерь нагрянули бандиты в масках, стали валить людей на землю. В ходе акции устрашения пострадали несколько человек, в том числе правая рука Чириковой Ярослав Никитенко, которому вывихнули пальцы.
– На этот раз мочилово началось не в 5 утра, как в прошлом году, а ближе к полуночи, – вспоминает аспирант Института ядерной физики Никитенко. – Мы услышали, что заработал «Харвестер», и выскочили из палаток, чтобы остановить лесосечную машину, что удалось сделать. Однако на нас набросились чоповцы «Витязя» и молодчики, лица которых были прикрыты платками. Некоторых я узнал – они избивали нас и в прошлом году. Я, например, узнал охранника, который летом бил по лицу Алексея Белых, и мужчину, который прошлым летом давил бампером своего автомобиля Евгению Чирикову. «Мы вас всех зароем в этом лесу», – с помутневшими глазами кричали молодчики. Они вывернули мне пальцы, били других активистов. По лексике и манерам этих людей без формы можно назвать абсолютными бандитами. Не повезло Олегу Копьеву, которого неизвестные били головой о дерево.
Охранники «Витязя», которых видел спецкор «НВ», кстати, не производят впечатления мощных, накачанных парней. Но попробуй ответить и врезать такому – получишь реальный срок. А ему мордобой сходит с рук…
На следующую ночь силовики и их подручные вновь атаковали палаточный лагерь. Евгения Чирикова написала об этом в «Твиттере»:
– Катю ударили в нос и по почкам, валяли по земле. Агеева оглушили, причем били не рукой, а кастетом. Мельникову выбили челюсть – двойной перелом со смещением. Интересно, откуда «Росавтодор» вчера знал, что нашему здоровью надо сочувствовать? Нас мало, ментов вызвали 30 минут назад. Не едут.
На следующий день досталось и самой главной защитнице ХЛ. Во время народного схода в защиту Химкинского леса к месту акции подъехал химкинский ОМОН и задержал 30 активистов, хотя те не выкрикивали никаких, тем более провокационных, лозунгов.
– Задерживали грубо, меня ударили по скуле… При задержании омоновец зачем-то пригнул мне шею, теперь голова кружится, – отмечает в «Твиттере» Женя Чирикова.